В последние годы среди стран, в которых еще имеется собственный кинематограф, пошла мода на эпос. Не просто какую-нибудь киношку с мечами и конями, а именно нечто эпохальное, эдакий концентрат достижений народной кинематографии.
Как правило, это бахвальство перед миром должно удовлетворять трем условиям. Во-первых, фильм должен быть историческим, потому как должен пробуждать гордость и прочие патриотические чувства, а в современности с этим напряг. Во-вторых, на афише непременно должна присутствовать строчка «самый дорогой фильм за всю историю нашего кинематографа». А в-третьих, о главном герое историкам должно быть практически ничего не известно, чтобы можно было насочинять от души.
Китай на этих принципах не так давно залудил эпос про объединителя страны, полумифического первого императора Китая Цинь Шихуана (Ци Ши Хуанди), который сыны Поднебесной назвали просто и доходчиво – «Герой». Фильм удался, творение Чжана Имоу обошло экраны всего мира, а на родине сделало, пожалуй, предельную для КНР кассу.
Соседям-индусам стало обидно, они задумали операцию «Болливуд наносит ответный удар».
Итог ее сейчас выходит в широкий прокат Индии и Великобритании. Продукт удовлетворит самого придирчивого контролера ОТК. Название этого творения, как положено, лаконично: «Восстание». С патриотическими чувствами тоже все в порядке: лента рассказывает о сипайском восстании 1857 года, в Индии его часто называют Первой войной за независимость. Тогда 10 мая в индийском городе Мируте, неподалёку от Дели, сипаи – индийские солдаты на британской службе, восстали и перерезали немало служащих Ост-Индской компании по пустяковому вроде бы поводу. Дело в том, что на вооружение были приняты ружья новой системы Lee Enfield, патроны к которым поставлялись в бумажной обертке, которую надо было срывать зубами.
К несчастью, бумагу для обертки пропитывали животным жиром – коровьим или свиным.
Ни то и ни другое для индусов категорически неприемлемо – корова является священным, а свинья – нечистым животным, ни то, ни другое в рот брать нельзя. Именно поэтому, как только факт получил огласку, сипайские полки поднялись в ружье.
Из-за такой, на взгляд англичан, безделицы забурлила вся Индия, брахманы предали осквернителей проклятию, а мусульманские улемы издали фетву, объявив газават англичанам, в центрах восстания, Дели, Канпуре, Лакхнау, образовались самостоятельные правительства и сформировались повстанческие армии. Восстание, естественно, потопили в крови, и управление Индией перешло от Ост-Индской компании непосредственно к короне.
Самым известным в мире участником этого восстания является жюльверновский капитан Немо, он же принц Дакар, но фильм вовсе не о нем.
Впрочем, о главном герое фильма «Восстание», вдохновителе сипайского бунта Мангале Панди, известно немногим больше, чем о капитане «Наутилуса». «Даже по истечении 148 лет после этих событий и после долгих исследований мы мало что знаем о Мангале Панди», — говорит в интервью «Би-Би-Си» историк Радрангшу Муккерджи. По его словам, история утаивает ответы на вопросы о происхождении Панди, его родителях и его личной жизни. Именно поэтому создатели фильма были вольны воротить что угодно и в первую очередь, естественно, сочинили любовную линию, что позволило им насытить картину всенепременнейшими песнями и танцами. Роль Мангала Панди исполнил известный болливудский актер Аамир Хан, он же выступил и режиссером. Вторая главная роль, негодяя англичанина, досталась британскому актеру Тоби Стивенсу.
Как ни странно, но сипайское восстание до сих пор кинематограф как-то не баловал своим вниманием, знаменитый мятеж упоминался разве что еще в 1935 году в фильме «Клайв Индийский» о жизни военного и политика Роберта Клайва, служившего в Ост-Индской компании.
Поэтому в картину вложились по полной. Бюджет фильма составил $10 млн, это самый дорогой фильм, когда-либо снятый в Болливуде. Снимали два года, что непозволительно долго для индийского фильма, причем директор картины Кетан Мехта подтвердил, что на подготовку к фильму и пост-съемочную стадию ушло больше время, чем на саму съемку.
Работали в Бомбее и в одной из таджикских деревень неподалеку от границы с Афганистаном, причем лента сразу же делалась с двойной озвучкой – на хинди и английском, предполагая одновременный прокат в двух странах. И индусы погордятся свободолюбивыми предками, и потомки Киплинга покаются за иллюзии «бремени белого человека».
Тут, говорят, российский кинематограф на подъеме. Упреждая вопросы, РИА «Новости» сообщило о состоявшейся сегодня на фестивале российского кино «Окно в Европу» презентации грандиозного проекта полнометражного игрового фильма об Александре Невском (берегись, старик Эйзенштейн, твой эпос морально устарел). Мол, в процессе написания сценария исследовали более ста летописей, научных статей и монографий, научным консультантом взяли известнейшего историка, профессора Анатолия Кирпичникова, бюджет фильма будет беспрецедентно высоким — $8–10 миллионов долларов. Ну-ну… А называться фильм будет не иначе как «Князь» или «Иго».