Современное общество восприимчиво к силе лайков в соцсетях, сообщает Forbes. Однако полностью отказаться от онлайн-платформ в двадцать первом веке не представляется возможным. Для большинства людей цифровые площадки – лучший способ оставаться в курсе событий, общаться с друзьями и родственниками.
Журнал British Psychological Society Research Digest, занимающийся психологическими исследованиями, также опубликовал статью «Какой тип контента чаще обычного привлекает внимание пользователей», ссылаясь на исследование американской Национальной академии наук.
Британские ученые заявили, что люди с большей вероятностью делятся постами, содержащими негативный контент.
Особенно если информация касается оппонента или сообщества, с которым человек не согласен. В статье также говорится о связи между использованием социальных сетей и поляризацией мышления пользователей.
Эксперты считают, что до появления интернета похожую зависимость вызывали игровые автоматы. Все дело в выработке дофамина – веществе, которое отвечает в человеческом организме за чувство удовлетворенности. Когда люди находят его источник, у них появляется мотивация возвращаться к нему снова и снова, что со временем входит в привычку.
Сегодня пользователь постоянно проверяет свою страницу в соцсети в ожидании лайка или комментария, и уже само ожидание заставляет его чувствовать себя лучше.
Большинство людей осознает, что приложения и социальные сети вызывают привыкание. Однако не все знают, что онлайн-площадки самостоятельно продвигают контент, основанный на негативных эмоциях.
«Мы обеспокоены тем, что социальные сети работают как эхо, позволяя людям слышать только мнения схожие с их точкой зрения. Но проблема заключается также в том, что сообщения, которые видят пользователи, способствуют враждебности по отношению к людям с другой позицией», – заявляют британские аналитики.
Негативный контент получает больше реакций в социальных сетях, поэтому онлайн-площадки мотивированы фокусировать на нем пользовательское внимание.
Как отмечают исследователи, «соцсети полагаются на привлечение аудитории для получения дохода, таким образом, контент, поляризующий общество, на самом деле стимулируется самой цифровой платформой».
Для продвижения того или иного материала онлайн-платформы чаще всего используют рекомендательные сервисы, построенные на искусственном интеллекте. Принципы работы таких алгоритмов держатся в тайне.
При этом возможное разделение общества и манипуляция мнением граждан вызывает все большее беспокойство у экспертных сообществ из ведущих государств.
Так, американские исследователи обнаружили, что рекомендательные алгоритмы YouTube нарочно предлагают пользователям видеоролики, которые содержат фейки о политических процессах и пандемии COVID-19, ненавистнические высказывания или материалы сексуального характера.
В свою очередь, председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев заявил, что расширение использования онлайн-платформами технологий искусственного интеллекта требует ужесточения регулирования на государственном уровне.