Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«За автоконцернами на суд начнут давить производители стиралок и смартфонов»

Что стоит за жалобой автоконцернов на краснодарские суды

Из заголовков новостей в течение вот уже в течение несколько дней не сходит история о жалобе мировых автоконцернов Mercedes-Benz, Hyundai, Kia и Land Rover на решения районных судов Краснодара. Корпорации направили обращение в ФСБ, Совет по противодействию коррупции при президенте, Высшую квалификационную коллегию судей и генпрокурору Юрию Чайке, заявляя, что кубанская Фемида присуждает повышенные компенсации потребителям, чьи автомобили после покупки начинают ломаться. В СМИ прозвучали обвинения в круговой поруке и коррупции судов Краснодара.

В большинстве публикаций мнение второй стороны – представляющего интересы рядовых граждан комитета по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края – приводилось в лучшем случае парой предложений.

«Газета.Ru» поговорила с председателем правления комитета по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края Александром Бережным и узнала, почему выплаты за бракованные иномарки действительно в несколько раз превышают их стоимость и какую цель преследуют корпорации, поднимая информационную волну в СМИ.

- Начну с того, что любой процесс по делам о защите прав потребителей с участием компаний-производителей и импортеров автомобилей длительный – он занимает не меньше шести месяцев, а часто целый год или даже полтора. Причем в большинстве случаев затягивается исключительно ответчиком, то есть самими автоконцернами.

- Как развивается ситуация, если оказывается, что новенький автомобиль имеет откровенный заводской брак и регулярно ломается? Что делают в этом случае потребитель и автосалон?
- Наш комитет принципиально не работает с машинами после ДТП, «автоподстав» и подобных схем, занимаясь только максимально прозрачными и очевидными ситуациями. Классическая история: человек приобрел в автосалоне новенькую иномарку – может за 600 тысяч, а может и за девять миллионов – которая начинает ломаться. Машина на гарантии, поэтому водитель обращается в сервисный центр.

По опыту наших доверителей знаю, что им приходится чуть ли не жить там, потому что автомобиль ремонтируют раз за разом, часто одну и ту же часть.

В нашей практике нередки случаи с десятью гарантийными ремонтами за несколько месяцев, была ситуация с 19 ремонтами, а один Jaguar Land Rover за примерно полтора года эксплуатации ремонтировался 30 раз. Повторюсь, не по вине автовладельцев или после ДТП, а исключительно из-за заводского брака.

- И какой выход из порочного круга? Ведь получается, что купленной машиной нельзя нормально пользоваться…
- Устав от того, что иномарка большую часть времени находится в сервисном центре, потребитель приходит к нам. Что делаем в первую очередь? Изучаем документы, при проверке гарантийных актов очевиден существенный недостаток, о котором свидетельствуют неоднократные ремонты автомобиля. В соответствии с законом направляем претензию уполномоченной организации - ООО «Ягуар Ленд Ровер», АО «Мерседес-Бенц Рус», ООО «Эллада Интертрейд» (марка Kia) или ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» - подробно описывая ситуацию. В претензии просим вернуть деньги за бракованный автомобиль, отдав ровно ту сумму по чеку, которую оплатил потребитель. У будущего ответчика по закону есть десять дней, чтобы он наше требование удовлетворил.

В этом случае уполномоченные организации могли бы избежать дополнительных расходов в виде штрафов и неустоек. Но приходят одни отказы.

Или, прямо скажем, издевательское предложение: если вы настаиваете на браке, то самостоятельно доставьте автомобиль в Мытищинский район на 65 километр МКАД (а это порядка 1300 км от Краснодара), где, может быть, их специалисты его осмотрят и примут решение. Сами понимаете – машина неисправна, она может заглохнуть посреди дороги, попасть в ДТП, развалиться на части в конце концов. В законе о защите прав потребителей четко прописано: в случае выявления недостатков любой товар весом более пяти килограммов доставляется силами продавца, производителя или импортера. Автоконцерны игнорируют это требование закона и не оставляют иного способа защиты прав, как обращение в суд.

- Но в жалобе, направленной в ФСБ и в президентский Совет, говорится о трехкратной стоимости автомобиля, которую взыскивают районные суды Краснодара. Откуда она берется, если просите вернуть только заплаченные деньги?
- Суд назначает экспертизу, которая должна подтвердить или опровергнуть наличие недостатков, на которые мы ссылаемся в исковом заявлении. Экспертов вызывают в суд, допрашивают, они дают исчерпывающие показания. При этом ответчик может на заседания совсем не ходить, кидать ходатайства о переносе из-за своей занятности. Если откроем практически любое дело о защите прав потребителей с автомобилями, увидим – о каждом заседании ответчика надлежащим образом уведомляют, есть отметки о получении телеграмм, телефонограмм, повесток.

Поэтому тиражируемое в жалобе обвинение — суды проходят втайне от автоконцернов — не соответствует действительности.

С другой стороны, ответчик ходатайствует о назначении повторной или третьей экспертизы, которые оплачивает купивший некачественный автомобиль потребитель. Вот и выходит, что при минимальной стоимости машины в 500 тысяч к окончанию суда он расходует еще 200-300 тысяч. Которые в случае победы вторая сторона обязана компенсировать.

Далее – по закону положена неустойка в размере 1% в день от изначальной суммы.

Если процесс идет полтора года, можете сами посчитать, насколько она вырастает. Как правило, судья снижает неустойку до порядка 200-300 тысяч. Итого – 500 тысяч стоил автомобиль, 300 тысяч – компенсация понесенных расходов, 300 тысяч – неустойка. Вместе 1,1 млн рублей. Еще есть предусмотренный ст.13 ФЗ «Закона о защите прав потребителей» обязательный штраф, который является неизменным и составляет 50% от присужденной суммы. Поэтому в судебном решении фигурируют уже 1,65 млн рублей или как раз в три раза больше изначальной стоимости автомобиля. Но кто виноват, что импортеры иномарок на стадии претензии не захотели решать вопрос мирно, вернув деньги или предоставив исправный автомобиль взамен бракованного?

- По вашему мнению, какую цель преследуют автоконцерны, выступив с открытыми обвинениями в адрес судов Краснодара?
- Очевидно же, что это давление на власть. Причем не только судебную, но и исполнительную, потому что жалоба направлена в ФСБ, Генеральную прокуратуру, президентский Совет. У любой корпорации единственная цель это извлечение прибыли. Мы замечаем, что качество сборки и изготовления автомобилей начинает хромать, в сервисных центрах потребители также не получают должного обслуживания, а значит производители и импортеры экономят на этом.

Запустив, как я считаю, кампанию по скандализации правосудия в СМИ, они хотят надавить на суды, вынудив или не принимать иски о защите прав потребителей или выносить незаконные решения в пользу концернов.

Если это удастся, за автоконцернами на суд начнут давить производители стиральных машин и смартфонов, любой бытовой техники и гаджетов, среди которых также попадается заводской брак. Потребитель в этой ситуации самый беззащитный участник, ему остается только махнуть рукой и купить новый товар взамен тоже нового, но вышедшего из строя.

- Все-таки обвинение в «аномальности» судов Краснодара достаточно серьезное…
- Возьмите статистику – на десять решений в пользу потребителя только четыре доходят до кассации в краевом суде и несколько до Верховного суда в Москве. То есть автоконцерны даже не пытаются оспорить сумму взыскания, доказать свою правоту в вышестоящей инстанции.

За последние годы Верховным судом рассмотрено порядка 15 исков по решениям краснодарских судов о защите прав потребителей с автомобилями и все они оставлены в силе, что подтверждает полную законность.

Повторюсь, если подозреваете краснодарские суды в необъективности - обращайтесь в вышестоящие инстанции. Во всех случаях они подтверждают размер и законность присужденных выплат.

«Газета.Ru» также запросила статистику по таким делам в Краснодарском краевом суде: начиная с 2017 года в суды поступило 101 исковое заявление о защите прав потребителей с участием заводов-изготовителей автомобилей, в настоящий момент рассмотрено 86 дел. В 2017 году из 24 исков удовлетворены 16, автоконцернами поданы 15 жалоб в апелляцию, по двум делам утверждено мировое соглашение между сторонами, одно решение пересмотрено. В 2018 году - 42 иска потребителей, удовлетворены 25. Автопроизводители в 18 случаях попытались обжаловать решения в апелляции, два решения судов первой инстанции изменены, в четырех случаях отменены. В 2019 году поступило 20 исков, в настоящее время рассмотрены пять, из них четыре удовлетворены. Уже из этих цифр видно, что тотального засуживания автоконцернов нет. Зато есть «Закон о защите прав потребителей» и сами потребители, купившие неисправные иномарки.

Новости и материалы
Отказ от табака продлевает жизнь даже в 75 лет, выяснили ученые
Израиль атаковал главный водоканал на юге Ливана
Россияне рассказали, какими продуктами снимают стресс
В Раде заявили, что Трамп разменяет Украину на Израиль
В МИД РФ заявили, что правоохранители США не могли не знать о преступлениях Пи Дидди
Основательница поп-ММА промоушена оценила призыв сына Кадырова к чеченским бойцам
Беспилотник ВСУ уничтожили в небе над Брянской областью
Ученые назвали социальные и эмоциональные преимущества от занятий танцами
Россия указала швейцарским журналистам на последствия незаконного пересечения границы
В Москве такси столкнулось с машиной скорой помощи
Карты российской платежной системы «Мир» заработали в стране из Центральной Америки
В луганском клубе заявили о желании играть под эгидой РФС
В Британии заявили о приближении войск РФ к ключевым логистическим пунктам ВСУ
«Конечно, я расстроился»: в «Спартаке» высказались об уходе Джикии
Пушков заявил, что Вашингтон не готов разрешить Киеву наносить удары вглубь России
Бывший футболист «Манчестер Юнайтед» травмировался во время мытья посуды
Названо количество ракет, выпущенных за день со стороны Ливана по Израилю
Украинские СМИ сообщают о взрывах в Полтаве и Кременчуге
Все новости