«За автоконцернами на суд начнут давить производители стиралок и смартфонов»

Что стоит за жалобой автоконцернов на краснодарские суды

Из заголовков новостей в течение вот уже в течение несколько дней не сходит история о жалобе мировых автоконцернов Mercedes-Benz, Hyundai, Kia и Land Rover на решения районных судов Краснодара. Корпорации направили обращение в ФСБ, Совет по противодействию коррупции при президенте, Высшую квалификационную коллегию судей и генпрокурору Юрию Чайке, заявляя, что кубанская Фемида присуждает повышенные компенсации потребителям, чьи автомобили после покупки начинают ломаться. В СМИ прозвучали обвинения в круговой поруке и коррупции судов Краснодара.

В большинстве публикаций мнение второй стороны – представляющего интересы рядовых граждан комитета по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края – приводилось в лучшем случае парой предложений.

«Газета.Ru» поговорила с председателем правления комитета по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края Александром Бережным и узнала, почему выплаты за бракованные иномарки действительно в несколько раз превышают их стоимость и какую цель преследуют корпорации, поднимая информационную волну в СМИ.

- Начну с того, что любой процесс по делам о защите прав потребителей с участием компаний-производителей и импортеров автомобилей длительный – он занимает не меньше шести месяцев, а часто целый год или даже полтора. Причем в большинстве случаев затягивается исключительно ответчиком, то есть самими автоконцернами.

- Как развивается ситуация, если оказывается, что новенький автомобиль имеет откровенный заводской брак и регулярно ломается? Что делают в этом случае потребитель и автосалон?
- Наш комитет принципиально не работает с машинами после ДТП, «автоподстав» и подобных схем, занимаясь только максимально прозрачными и очевидными ситуациями. Классическая история: человек приобрел в автосалоне новенькую иномарку – может за 600 тысяч, а может и за девять миллионов – которая начинает ломаться. Машина на гарантии, поэтому водитель обращается в сервисный центр.

По опыту наших доверителей знаю, что им приходится чуть ли не жить там, потому что автомобиль ремонтируют раз за разом, часто одну и ту же часть.

В нашей практике нередки случаи с десятью гарантийными ремонтами за несколько месяцев, была ситуация с 19 ремонтами, а один Jaguar Land Rover за примерно полтора года эксплуатации ремонтировался 30 раз. Повторюсь, не по вине автовладельцев или после ДТП, а исключительно из-за заводского брака.

- И какой выход из порочного круга? Ведь получается, что купленной машиной нельзя нормально пользоваться…
- Устав от того, что иномарка большую часть времени находится в сервисном центре, потребитель приходит к нам. Что делаем в первую очередь? Изучаем документы, при проверке гарантийных актов очевиден существенный недостаток, о котором свидетельствуют неоднократные ремонты автомобиля. В соответствии с законом направляем претензию уполномоченной организации - ООО «Ягуар Ленд Ровер», АО «Мерседес-Бенц Рус», ООО «Эллада Интертрейд» (марка Kia) или ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» - подробно описывая ситуацию. В претензии просим вернуть деньги за бракованный автомобиль, отдав ровно ту сумму по чеку, которую оплатил потребитель. У будущего ответчика по закону есть десять дней, чтобы он наше требование удовлетворил.

В этом случае уполномоченные организации могли бы избежать дополнительных расходов в виде штрафов и неустоек. Но приходят одни отказы.

Или, прямо скажем, издевательское предложение: если вы настаиваете на браке, то самостоятельно доставьте автомобиль в Мытищинский район на 65 километр МКАД (а это порядка 1300 км от Краснодара), где, может быть, их специалисты его осмотрят и примут решение. Сами понимаете – машина неисправна, она может заглохнуть посреди дороги, попасть в ДТП, развалиться на части в конце концов. В законе о защите прав потребителей четко прописано: в случае выявления недостатков любой товар весом более пяти килограммов доставляется силами продавца, производителя или импортера. Автоконцерны игнорируют это требование закона и не оставляют иного способа защиты прав, как обращение в суд.

- Но в жалобе, направленной в ФСБ и в президентский Совет, говорится о трехкратной стоимости автомобиля, которую взыскивают районные суды Краснодара. Откуда она берется, если просите вернуть только заплаченные деньги?
- Суд назначает экспертизу, которая должна подтвердить или опровергнуть наличие недостатков, на которые мы ссылаемся в исковом заявлении. Экспертов вызывают в суд, допрашивают, они дают исчерпывающие показания. При этом ответчик может на заседания совсем не ходить, кидать ходатайства о переносе из-за своей занятности. Если откроем практически любое дело о защите прав потребителей с автомобилями, увидим – о каждом заседании ответчика надлежащим образом уведомляют, есть отметки о получении телеграмм, телефонограмм, повесток.

Поэтому тиражируемое в жалобе обвинение — суды проходят втайне от автоконцернов — не соответствует действительности.

С другой стороны, ответчик ходатайствует о назначении повторной или третьей экспертизы, которые оплачивает купивший некачественный автомобиль потребитель. Вот и выходит, что при минимальной стоимости машины в 500 тысяч к окончанию суда он расходует еще 200-300 тысяч. Которые в случае победы вторая сторона обязана компенсировать.

Далее – по закону положена неустойка в размере 1% в день от изначальной суммы.

Если процесс идет полтора года, можете сами посчитать, насколько она вырастает. Как правило, судья снижает неустойку до порядка 200-300 тысяч. Итого – 500 тысяч стоил автомобиль, 300 тысяч – компенсация понесенных расходов, 300 тысяч – неустойка. Вместе 1,1 млн рублей. Еще есть предусмотренный ст.13 ФЗ «Закона о защите прав потребителей» обязательный штраф, который является неизменным и составляет 50% от присужденной суммы. Поэтому в судебном решении фигурируют уже 1,65 млн рублей или как раз в три раза больше изначальной стоимости автомобиля. Но кто виноват, что импортеры иномарок на стадии претензии не захотели решать вопрос мирно, вернув деньги или предоставив исправный автомобиль взамен бракованного?

- По вашему мнению, какую цель преследуют автоконцерны, выступив с открытыми обвинениями в адрес судов Краснодара?
- Очевидно же, что это давление на власть. Причем не только судебную, но и исполнительную, потому что жалоба направлена в ФСБ, Генеральную прокуратуру, президентский Совет. У любой корпорации единственная цель это извлечение прибыли. Мы замечаем, что качество сборки и изготовления автомобилей начинает хромать, в сервисных центрах потребители также не получают должного обслуживания, а значит производители и импортеры экономят на этом.

Запустив, как я считаю, кампанию по скандализации правосудия в СМИ, они хотят надавить на суды, вынудив или не принимать иски о защите прав потребителей или выносить незаконные решения в пользу концернов.

Если это удастся, за автоконцернами на суд начнут давить производители стиральных машин и смартфонов, любой бытовой техники и гаджетов, среди которых также попадается заводской брак. Потребитель в этой ситуации самый беззащитный участник, ему остается только махнуть рукой и купить новый товар взамен тоже нового, но вышедшего из строя.

- Все-таки обвинение в «аномальности» судов Краснодара достаточно серьезное…
- Возьмите статистику – на десять решений в пользу потребителя только четыре доходят до кассации в краевом суде и несколько до Верховного суда в Москве. То есть автоконцерны даже не пытаются оспорить сумму взыскания, доказать свою правоту в вышестоящей инстанции.

За последние годы Верховным судом рассмотрено порядка 15 исков по решениям краснодарских судов о защите прав потребителей с автомобилями и все они оставлены в силе, что подтверждает полную законность.

Повторюсь, если подозреваете краснодарские суды в необъективности - обращайтесь в вышестоящие инстанции. Во всех случаях они подтверждают размер и законность присужденных выплат.

«Газета.Ru» также запросила статистику по таким делам в Краснодарском краевом суде: начиная с 2017 года в суды поступило 101 исковое заявление о защите прав потребителей с участием заводов-изготовителей автомобилей, в настоящий момент рассмотрено 86 дел. В 2017 году из 24 исков удовлетворены 16, автоконцернами поданы 15 жалоб в апелляцию, по двум делам утверждено мировое соглашение между сторонами, одно решение пересмотрено. В 2018 году - 42 иска потребителей, удовлетворены 25. Автопроизводители в 18 случаях попытались обжаловать решения в апелляции, два решения судов первой инстанции изменены, в четырех случаях отменены. В 2019 году поступило 20 исков, в настоящее время рассмотрены пять, из них четыре удовлетворены. Уже из этих цифр видно, что тотального засуживания автоконцернов нет. Зато есть «Закон о защите прав потребителей» и сами потребители, купившие неисправные иномарки.