По данным столичной полиции, в этом году москвичи стали намного чаще жаловаться на неправомерное взыскание долгов коллекторами.
«Наблюдается прирост жалоб. К концу года мы прогнозируем, что их число будет на 25% больше, чем в прошлом году»,
— рассказал замначальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Москве Андрей Вороненков.
В основном должников предпочитают «брать измором»: личными звонками, автодозвоном, SMS-сообщениями и рассылкой электронных писем. По словам Вороненкова, москвичи обращаются в полицию, потому что коллекторы «общаются в грубой форме по телефону, рассылают письменные угрозы, распространяют информацию о должнике, не соответствующую действительности».
В мае 2014 года москвич Андрей сделал себе дебетовую карту, а осенью обнаружил, что она пропала. «Позвонил в банк, мне ответили, что баланс — минус 200 тыс. руб. Я оставил заявление об утере карты, и мне пообещали, что через месяц со мной свяжутся из банка, — рассказал он на юридическом портале «Правовед». — Вместо этого после Нового года пришло письмо из коллекторской фирмы, угрожают арестом собственности».
Как рассказала замначальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Москвы Наталья Емелькина, в ведомство поступают «многочисленные обращения граждан по поводу телефонного принуждения к уплате долгов». В основном речь идет о нарушении закона о персональных данных. «Все понимают, что без согласия на передачу персональных данных третьим лицам гражданин, скорее всего, просто не получит кредит», — отметила она.
Москвичка Екатерина Макарова взяла в кредит 100 тыс. руб., выплатила только половину, после чего из-за ухудшившейся финансовой ситуации стала образовываться просрочка. «Коллекторы угрожают физической расправой, что сожгут меня, мой дом, ребенка и мою семью. Звонят не только мне и всем моим родственникам, хотя я никаких номеров не давала, но и на работу в поликлинику, всем врачам.
Моим коллегам рассказывают, что я должница, и говорят, чтобы они отдали за меня деньги!
При этом долг я должна якобы передать лично коллекторам в руки», — рассказывает юристам «Правоведа» Макарова. Женщина ходила к участковому полицейскому, написала заявление, но в возбуждении уголовного дела ей отказали.
А попросивший об анонимности москвич рассказал «Газете.Ru», что был вынужден сменить работу и место жительства из-за преследования коллекторов, требовавших вернуть долг. Деньги попросила у него бывшая жена, пообещав самостоятельно платить за кредит в банке, однако слово она не сдержала.
Законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования персональных данных, отмечает Емелькина. Но максимальный размер санкций смешной, до 10 тыс. руб. штрафа. «Есть случаи, когда банки при оформлении кредита просят указать телефоны и другие персональные данные родственников. И когда кредит не выплачивается, начинают тревожить родных должника. Это нарушение закона, есть десятки возбужденных административных дел», — пояснила представитель прокуратуры Москвы.
По словам Вороненкова из московского ГУВД, некоторые коллекторы переходят от слов к делу.
«Есть жалобы на повреждение имущества, например, порезанные двери или сожженную машину.
Проблема в том, что доказать причинно-следственную связь между этими происшествиями и наличием невыплаченного долга крайне сложно», — отметил он.
Впрочем, доказать, что коллекторы «кошмарят» должника, не всегда удается, даже если обошлось без повреждения имущества. По словам председателя комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Антона Цветкова, есть сложности с тем, чтобы зафиксировать угрозы со стороны недобросовестных коллекторов. «Человек идет в отделение полиции, просит поставить телефон на контроль, но это делается только по решению суда. Скорее всего, ему предложат записать разговор на диктофон, потом эксперт может еще эту запись не принять. Скидывают все в итоге на участковых», — сказал Цветков.
Сейчас деятельность коллекторов регулируется слабо, отмечают эксперты. «Многие коллекторы зарегистрированы по одному адресу, а работают по другому, это усложняет их поиск в случае нарушений, — пояснил гендиректор ООО «Национальный аттестационный центр» Алексей Авдонов. — Кроме того, для законной работы с персональными данными необходимо зарегистрироваться в Роскомнадзоре в качестве оператора. До сих пор это сделало только одно агентство. А агентств, которые работают с персональными данными, сотни.
К 80% персональных данных, находящихся у коллекторов, есть вопросы в плане законности методов их получения».
Ситуацию должен исправить законопроект «О деятельности по взысканию задолженности», внесенный в Госдуму в сентябре 2015 года. Согласно документу, разработанному Минэкономразвития, вводится запрет на угрозы и применение физической силы к должникам, уничтожение или повреждение их имущества. Особо оговаривается запрет на унижение чести и достоинства должника. Коллекторам также запрещается передавать информацию о задолженности и взыскании кому-либо, кроме должника, — если только должник не дал на то своего письменного согласия.
Также законопроект вводит ограничение на телефонные звонки и нежданные визиты. Предусмотрен запрет на «непосредственное взаимодействие взыскателя с должником» в рабочие дни с 22.00 до 8.00, а в выходные и праздники — с 20.00 до 9.00. Звонить по телефону или в дверь нельзя будет более десяти раз в месяц, чаще трех раз в неделю и только один раз в сутки.
Полный запрет на подобные контакты предлагается вводить для должников старше 70 лет или являющихся инвалидом I группы.
Представители коллекторского рынка выступили резко против документа. Его принятие приведет к тому, что коллекторы будут собирать на 30–50% меньше долгов от текущего уровня, а стоимость их услуг из-за ограничений вырастет на 20–40%.
Эксперты считают законопроект недоработанным и предложили в ходе тематического заседания «круглого стола» в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) внести ряд изменений. Эти предложения будут собраны в течение ближайших недель и направлены в Мосгордуму, которая в свою очередь может выступить с законодательной инициативой и направить документ в Госдуму.
В частности, представитель московской полиции предложил предоставить должникам «финансовые каникулы», чтобы банк не сразу обращался к коллекторам. Участвовавший в заседании «круглого стола» управляющий партнер юридической компании «Авелан» Валерий Лазебный полагает, что
надо ввести уголовную ответственность за жесткие и недобросовестные методы взыскания долгов.
В свою очередь Наталья Емелькина из прокуратуры Москвы отметила, что срок давности для привлечения к административной ответственности за нарушение правил обращения с персональными данными очень короткий: три месяца с момента совершения правонарушения. «Очень часто граждане обращаются к нам уже по истечении этого срока. Пока привлекаем Роскомнадзор, пока проводятся все процедуры — в итоге вынуждены признать, что правонарушение было, но ответственности нарушитель не понесет, — сказала она. — Одно из предложений: внести изменения в КоАП, по которым этот срок продлевается до года». По словам старшего вице-президента МТПП Владимира Платонова, подобная мера уже доказала свою эффективность в случае с ответственностью за ДТП.