От центральной площади мурманского города Кандалакша до побережья одноименного залива меньше десяти минут пешком, и практически весь путь проходит по промышленной зоне. Экологические нормы оставили вдоль залива узкую полосу земли, поросшую бурьяном. Местные жители предполагали, что когда-нибудь власти сделают здесь набережную. Но выяснилось, что вместо этого в соответствии с планами по освоению Штокмановского месторождения (разработка которого, правда, еще не началась) на этой земле хотят построить завод для производства труб для нефте- и газопроводов.
Информация о новом заводе появилась в середине декабря прошлого года. Инвесторы — владельцы местного предприятия «КОМЗ-Шельф» — спешили застолбить за собой территорию, для этого городские депутаты должны были одобрить перевод земельного участка у залива в зону размещения промышленных объектов II класса вредности. Закон требует узнать перед этим мнение горожан, поэтому были назначены публичные слушания. Заглянув в интернет и выяснив, что такое II класс опасности, люди ужаснулись.
«Для таких предприятий санитарно-защитная зона — 500 метров, а тут до ближайших жилых домов менее ста метров, до детской площадки — 200 метров!» — возмущается руководитель молодежного движения «Экодозор» Людмила Александрова.
Под угрозу ликвидации попали два гаражно-лодочных кооператива на берегу залива, членами которых являются в основном представители малочисленного народа поморов. «Будет закрыт выход в море, а вода для нас, поморов, очень важна, — добавляет местный житель Дмитрий Лоскутов. — Кроме того, планируется ради завода расширить фарватер для кораблей, из-за чего отсюда уйдет рыба».
На слушания пришли три сотни человек — весьма солидное число для спокойного города с населением в 35 тысяч человек. Также активисты принесли полторы тысячи подписей против строительства завода. Решение слушаний было не в пользу инвесторов.
Однако затем итоги обсуждения были отменены: дату их назначения обжаловала в прокуратуре одна из активистов, журналист Юлия Солнцева. Она подробно перечисляет допущенные властью нарушения, но в конце признается, что такой на первый взгляд нелогичный поступок — это возможность выиграть время. «Конечно, мнение горожан надо учитывать при дальнейшем решении об изменении статуса земли, но вовсе не обязательно», — говорит Солнцева. Городские депутаты были ей благодарны за оттягивание момента, когда им надо будет принять непростое решение — либо встать на защиту экологии и удобства горожан, либо согласиться на дополнительные налоги в бюджет.
В апреле была объявлена дата новых публичных слушаний — 31 мая.
Депутаты говорят, что они выбрали экологию. «В среду я общался со всеми депутатами, кроме двух человек, и они сказали, что они категорически против строительства завода», — рассказал депутат городского совета Андрей Новиков. Но предсказать дальнейшее развитие событий никто сейчас не в силах. «У нас тут две власти, — говорит Новиков. — Глава города не стал оглашать своего мнения, а глава района на стороне бизнеса».
Фактически может оказаться так, что решающим окажется слово местных жителей. Активисты планируют провести митинг за две недели до слушаний. Собираются подписи против завода. Информирование, в частности, идет через ТСЖ. Один из членов инициативной группы, председатель ассоциации ТСЖ Алексей Румянцев говорит, что они объединяют пятую часть всех домов Кандалакши. «Будем также делать спецвыпуск на базе газеты нашей ассоциации, — говорит Румянцев. — Сделаем 10 тысяч экземпляров — в каждый почтовый ящик сможем бросить».
Массовых волнений и пикетов в городе нет, и Юлия Солнцева соглашается, что это признак инертности населения: большинство предпочтет уехать в более теплые края, нежели бороться за красоту Севера.
Но у кандалакшцев в копилке уже есть победа над промышленниками: в 2004 году горожане смогли не допустить строительства на берегу нефтеперерабатывающего завода.
Хотя обычно в подобном противостоянии бизнеса и населения побеждают экономические интересы.
Промышленники отказывались предоставить депутатам проектную документацию будущего предприятия, ограничиваясь общими фразами. Но на этой неделе представители «КОМЗ-Шельфа» дали подробные ответы на вопросы горожан, заданные на первых слушаниях. «Сам комплекс, по сути, является лишь сборочным производством, на котором готовые металлические конструкции соединяются в единые модули путем сварки. Каких либо выбросов или сбросов вредных веществ с этого завода ожидать не следует», — сообщили инвесторы. Они уже не говорят, что завод будет второго класса опасности, поясняя, что это будет определяться по итогам экологической экспертизы. «Место, где планируется размещение завода, отделено от городской застройки промышленной зоной. Фактически завод будет находится дальше, чем КОМЗ, хотя является более экологичным производством, — утверждают промышленники. — Поэтому ни один жилой дом в санитарно-защитную зону будущего объекта не попадает».
Инвесторы сообщают, что в новом заводе будет две, а то и три тысячи рабочих мест. Однако кандалакшцы парируют: заводских специалистов в городе мало, значит, их будут набирать в других регионах. С другой стороны, на предложение бизнесменов обустроить небольшой участок набережной в стороне от завода не вызвал негативных комментариев. Горожане понимают: у власти на набережную денег нет. «Туда каждую весну приплывают гренландские тюлени, сначала мальки, потом взрослые, — говорит Алексей Румянцев. — В это время к нам приезжают люди из Мурманска, из других городов — специально чтобы увидеть этих красивых животных».
«Белухи к нам приплывают — огромные, по три тонны!» — добавляет депутат Андрей Новиков.
«А сейчас весь берег в птицах — чайки, а вчера даже были лебеди», — говорит Людмила Александрова.
У инициативной группы есть свое предложение по развитию города для властей. «Надо ставить на туризм», — говорит Румянцев. Он вспоминает, как делал соцопрос горожан в рамках дипломной работы и 98% жителей заявили, что туризм — лучшее будущее для арктического города. Кандалакша доступна для жителей Москвы и Санкт-Петербурга: через город проходит железная дорога, по которой курсируют поезда в Мурманск. «Постоянно на вокзале туристы с рюкзаками толпятся, в том числе много иностранцев, — продолжает Румянцев. — Едут дикарями — на рыбалку, на охоту, на горнолыжную трассу». В городе, правда, всего две небольшие гостиницы, но за одну из них взялись норвежцы, обещая сделать из нее трехзвездный отель. «Хотим подать заявку в мэрию, чтобы землю, которую хочет забрать себе завод, отдали под яхт-клуб, — поделилась Юлия Солнцева. — Тогда можно будет проводить здесь регаты». Поморы — регата была их идеей — обещали помочь.