Защитников выгнали из Цаговского леса

Защитники Цаговского леса заявили, что чоповцы избили нескольких активистов

«Маленькая победа гражданского общества Подмосковья», о которой заявила Общественная палата Московской области после совещания в Жуковском, не состоялась: власти не хотят отказываться от строительства федеральной трассы через заповедный лес или приостанавливать вырубку на время работы специально созданной комиссии. Единственным результатом прошедших накануне переговоров стала замена «чересчур либеральничавших» с защитниками леса чоповцев на новых.

В четверг в подмосковном городе Жуковском охранники частного охранного предприятия «Витязь», разгонявшего в прошлом году защитников Химкинского леса, на глазах у полицейских избили нескольких активистов, защищающих от вырубки Цаговский лес (он расположен рядом с комплексом Центрального аэрогидродинамического института). По словам защитников Цаговского леса, в четверг застройщик поменял «чересчур либеральничавших» с ними чоповцев на новых. Как сообщили в Twitter защитники леса, чоповцы «с гордостью заявляют, что в Химках положили — и здесь всех положим».

«Чоповцы избивали активистов, окружавших трактор, прямо на глазах у сотрудников полиции, снимавших происходящее на видео, — рассказала «Газете.Ru» лидер протестующих горожан, главный редактор газеты «Жуковские вести» Наталья Знаменская. — Прежние охранники были не такими головорезами. Новые — крепкие мужчины с опознавательными знаками «Витязя» — раскидывали нас, набрасываясь на каждого впятером. И при этом говорили, что они тут просто гуляют. А майор полиции Андрей Фишкин вообще заявил, что это просто граждане, которые помогают полиции убирать нарушителей. В итоге полиция задержала сопротивлявшегося чоповцам активиста за «неповиновение законным требованиям сотрудников полиции».

Власти Подмосковья пытаются реализовать в Жуковском проект строительства автомобильной дороги общего пользования «Подъезд к городу Жуковский» от трассы М-5 «Урал». По заявлениям властей, дорога нужна для того, чтобы разгрузить город и обеспечить подъезд к территории Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова. Альтернативные варианты, на рассмотрении которых настаивают противники проекта, во внимание не принимаются. Маршрут федеральной трассы к авиасалону МАКС проходит через реликтовый сосновый бор и, по мнению противников проекта, выбран для последующего освоения прилегающих к дороге территорий.

Для начала Цаговский лес был лишен статуса памятника природы местного значения.

В 2010 году прокуратура города обратилась в суд с иском о признании недействительным принятого в 1982 году решения городского совета депутатов о придании лесу этого статуса на основании того, что оно не было опубликовано в местных СМИ. И хотя на тот момент не было ни закона, обязывающего публиковать такую информацию, ни даже городских СМИ, суд иск удовлетворил. Не помогли даже свидетельства того, что лес все эти годы финансировался, как памятник.

Однако после того, как по указанию президента было приостановлено строительство магистрали через Химкинский лес, областные власти подстраховались и не стали форсировать строительство других подмосковных трасс. Когда же по трассе Москва — Санкт-Петербург было принято окончательное решение, Борис Громов тут же объявил о размораживании проектов. Затем начало вырубки откладывалось еще дважды — перед думскими и перед президентскими выборами. За это время горожане на собственные деньги заказали социологам из Центра Юрия Левады опрос, согласно которому 81% жителей Жуковского считают, что Цаговский лес должен быть признан особо охраняемой природной зоной, где необходимо ввести полный запрет на любое строительство.

«Мы предполагали, что после президентских выборов все должно начаться. Так и произошло», — пояснила Знаменская. 24 марта жители Жуковского провели народный сход и шествие против вырубки леса. На встрече было принято решение инициировать городской референдум с требованием досрочных выборов главы города. 7 апреля защитники Цаговского леса разбили палаточный лагерь, установили первые палатки и составили график дежурств.

Сегодня на месте будущей дороги проложена просека — вырублено 12 гектаров заповедного леса, что составляет порядка 8,5% от его площади.

Согласно картам Google и предварительному подсчету пней, в Цаговском лесу вырубили 10 тыс. деревьев, хотя в порубочных билетах было указано 3 тыс., утверждают защитники леса. Протяженность участка дороги, ради которого и вырубили деревья, составляет всего 1 км.

В среду очередная попытка жителей помешать строительной технике в Цаговском лесу закончилась задержанием десяти активистов. После чего свою помощь в урегулировании конфликта предложила Общественная палата Московской области. Представители палаты прибыли в лагерь и пригласили активистов на встречу, которая прошла на территории ЛИИ им. Громова. На переговорах было принято решение о создании рабочей группы, в которую вошли представители палаты, защитников леса, местной и областной администрации и «Мосавтодора».

Однако о том, чем будет заниматься группа, ее члены, по словам Знаменской, так и не договорились. Защитники леса предложили приостановить строительные работы на неделю, пока комиссия произведет проверку документов. Но представители «Мосавтодора» сказали, что это невозможно, ссылаясь на утверждение проекта федеральным правительством. «С нашим предложением согласился даже начальник ЛИИ Павел Власов, заявивший, что главное сейчас — мирное урегулирование, — рассказала Знаменская. — Но представитель «Мосавтодора» заявил, что не уполномочен принимать решения относительно проекта, утвержденного федеральным правительством».

Позже председатель Общественной палаты Московской области Никита Чаплин заявил РИА «Новости», что Цаговский лес может быть объявлен особо охраняемой природной территорией.

«Нам удалось убедить власти, чтобы этот лес был объявлен особо охраняемой природной территорией. Министерство экологии подтвердило, что готово помочь в этом вопросе», — сказал Чаплин. Он добавил, что считает объявление этого леса особо охраняемой территорией «маленькой победой гражданского общества Подмосковья».

Однако в тот же вечер строители начали установку забора вокруг предполагаемого строительства (до этого площадка была огорожена колючей проволокой). В третьем часу ночи, по словам дежуривших в эколагере горожан, на просеке ожил мульчер, который расчистил полосу земли вокруг части просеки, где активисты остановили работы техники. А утром на место прибыли около 30 «витязей» для прикрытия работ по установлению столбов для ограды.

В четверг Чаплин назвал происходящее в Жуковском варварством. По его словам, Общественная палата будет «добиваться восстановления леса в Жуковском». Правда, не на месте вырубленной просеки. «Было уничтожено 12 га леса, и мы будем требовать высадить не менее 25 га, а лучше 50 га, — рассказал он «Газете.Ru». — В самом Цаговском лесу осталось 100 га, которые необходимо сохранить. Здесь надо создать ООПТ и сделать так, чтобы от нее не было больше отрезано ни куска. Потому что сегодня тут строят дорогу, а завтра жилую многоэтажку». Кроме того, по словам Чаплина, рабочая группа будет настаивать на озеленении жилых кварталов города и восстановлении лесничества. «И надо перестать наконец-то употреблять термин «древесно-кустарниковая растительность» в отношении хвойного леса», — добавил он.

В Жуковской администрации не возражают против создания ООПТ из того, что останется от леса после строительства дороги. «Остатки леса будут взяты в границы красных линий. Лес рассечен не ровно пополам, есть большая и меньшая части, на них и будем пытаться создать ООПТ, хотя это не такая уж простая задача», — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь администрации Евгений Холодилин.

Что до проходящих в лесу работ, то они, по словам Холодилина, абсолютно законны, а сама администрация выполняет указ президента о создании Национального центра авиастроения.

«В рамках этого указа и строится дорога, — заявил представитель администрации. — Остановка работ не производилась, но этого никто и не обещал. «Мосавтодор» имеет все необходимые документы: постановление администрации городского округа на вырубку и разрешение на работы, выданное Главным управлением дорожного хозяйства области (так как этот участок является собственностью Московской области). А «Витязь» сегодня освобождал площадку для работ».

Никаких альтернативных маршрутов, утверждает Холодилин, на момент разработки проекта не было. «Для этого надо было сдвинуть территорию ЛИИ, а он имел особый режим секретности, и снять его было нельзя, — рассказал он. — Кроме того, там расположено нефтехранилище и котельная ЛИИ, которая отапливает площадь, почти такую же, как весь город Жуковский». По словам Холодилина, сейчас ЛИИ акционируют, и, что будет с режимом секретности, пока сказать сложно. Однако за проект уже заплачены деньги.

«По проекту проводились слушания, и многие люди выступали против, — рассказал Холодилин. — И после этого госэкспертиза рекомендовала сократить ширину дороги с четырех полос до двух, а также выделить целевую компенсацию в 171 млн рублей. На эти деньги мы высадим на территории городского округа деревья. Кроме того, на 51 млн рублей высадит деревьев «Мосавтодор». Так что экология Жуковского не пострадает».

По мнению независимых экологов, вырубку высоковозрастных сосен в Цаговском лесу нельзя компенсировать никаким озеленением.

По словам руководителя лесной программы «Гринпис России» Алексея Ярошенко, Цаговский лес полностью расположен в пределах городской черты, является городским лесом, и его «уничтожение прямо противоречит Лесному кодексу, в соответствии с которым изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается». Начавшаяся вырубка «неизбежно приведет к сокращению площади леса, а в дальнейшем и к деградации остающихся от него фрагментов», уверен эколог. «Областные власти решили пойти навстречу людям и объявить Цаговский лес ООПТ. Но как можно говорить об ООПТ на территории леса после того, как его рассекли автомагистралью. Какое лицемерие!» — добавляет руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова.