Специальная структура, расследующая преступления, которые совершают сотрудники МВД, ФСИН и ФСКН, даст положительный результат только в том случае, если в корне изменится система реагирования на заявления граждан и будет обеспечена независимость новых отделений от региональных правоохранителей. Такой вывод следует из обращения правозащитников к главе Следственного комитета (СК) России Александру Бастрыкину. Само обращение есть в распоряжении «Газеты.Ru».
О создании подразделения по расследованию должностных преступлений при СК было объявлено 28 марта 2012 года. В официальном сообщении СК подчеркивалось, что это ответ на просьбу правозащитников о создании отдела по расследованию должностных преступлений, которую они направили Бастрыкину в связи с событиями в Казани. В начале марта распространилась информация о многочисленных случаях пыток задержанных в полицейских отделениях этого города. Скандал вынудил министра внутренних дел Татарстана Асгата Сафарова подать в отставку.
Обращение будет передано во вторник, в ходе заседания президентского совета по правам человека с участием руководства МВД, СК и других силовых ведомств – оно будет посвящено теме полицейского произвола. Обращение подписали руководители «Комитета против пыток», правозащитной ассоциации «Агора», фонда «Общественный вердикт», правозащитного движения «Гроза» и движения «Молодежное правозащитное действие». Оно было поддержано президентским советом по правам человека. Предложения, по словам правозащитников, не требуют изменений в законодательстве – достаточно совместных приказов заинтересованных ведомств. Всего предложений 19.
По мнению правозащитников, специальное подразделение должно проводить проверки после поступления сообщений о должностных преступлений и принимать по ним «процессуальные решения» — расследовать возбужденные дела.
Следователи, которые будут заниматься делами в отношении полицейских, сотрудников ФСИН и ФСКН, должны быть независимы от местных властей и подотчетны исключительно центральному аппарату СК. Следователю спецподразделения должно быть предоставлено право обращаться за оперативным сопровождением находящихся на рассмотрении дел. Этот следователь обязан обеспечить независимость этой процедуры, отмечают правозащитники, не конкретизируя, впрочем, как. Комплектовать отдел следует из опытных следователей, причем желательно, чтобы их опыт был успешным. В любом случае сотрудникам отдела следует пройти подготовку по расследованию преступлений, которые совершают правоохранители.
Отдельный пункт посвящен жалобам граждан на произвол силовиков и реакции СК на эти жалобы. Правозащитники убеждены, что все поступившие в региональные отделения СК заявления о произволе правоохранителей должны автоматически перенаправляться в территориальные следственные подразделения, занимающиеся расследованием должностных преступлений. Создавать подразделения на местах нужно на краевом, областном уровне или на уровне федеральных округов.
Обязанность моментально реагировать на жалобы граждан на издевательства должна также касаться врачей «скорой помощи», сотрудников больниц и травмпунктов.
«Необходимо принять совместный приказ председателя СК РФ и министра здравоохранения и социального развития РФ, который бы обязывал медицинские учреждения незамедлительно направлять в специализированное подразделение СК РФ информацию о телесных повреждениях, если лицо, имеющее телесные повреждения, указывает, что они были причинены сотрудниками полиции, МВД, ФСИН, ФСКН, если он был доставлен в медицинское учреждение сотрудниками указанных выше ведомств, либо из органа тех же ведомств, либо имеются иные основания полагать, что повреждения могли быть причинены сотрудниками полиции, МВД, ФСИН, ФСКН», — говорится в обращении.
Правозащитники хотят побороть и так называемую палочную систему, когда эффективность работы отделений органов внутренних дел или других силовых ведомств определяется количеством заведенных уголовных дел.
В работе специальных подразделений не должно быть привычного формализма, убеждены правозащитники. Однако конкретных предложений, как этого добиться, в обращении нет. Кроме того, важно, по мнению правозащитников, чтобы уголовные дела возбуждались по любому факту смерти человека в помещениях правоохранительных органов – такая же реакция должна быть, если человек умер в больнице после того, как он побывал, к примеру, в отделении полиции. Член президентского совета по правам человека, директор Института прав человека Михаил Гефтер сообщил «Газете.Ru», что помимо обращения к Бастрыкину на заседании совета будут обсуждаться и другие вопросы, которые касаются деятельности полиции. «К примеру, вопрос нормальной аттестации сотрудников: ведь кадровая проблема стоит очень остро», — сказал Гефтер.
В СК не смогли прокомментировать предложения правозащитников.
В ФСКН к идее специального подразделения относятся спокойно. «Они и раньше имели возможность расследовать должностные преступления. Если им понадобилось создавать новую структуру, значит это стало необходимо», — сказали «Газете.Ru» в ФСКН. В службе отметили, что за 2011 год в отношении ее сотрудников было возбуждено не более ста уголовных дел по фактам различного рода преступлений. «В основном это превышение и злоупотребление полномочиями. Дела по незаконному обороту наркотиков тоже, к сожалению, присутствуют. Но ежегодно таких дел больше сотни не набирается», — отметили в ФСКН, но затруднились привести более точное число.
Во ФСИН «Газете.Ru» ранее заявляли, что за 2011 год на 460 сотрудников службы было заведено 438 уголовных дела.
В МВД, судя по статистике, преступников куда больше.
В 2011 году полицейские совершили 5021 преступление, сказали «Газете.Ru» в ведомстве. 2018 – это преступления общеуголовной направленности (разбой, нанесение тяжких телесных повреждений, хулиганство), остальные 3003 – дела по превышению должностных полномочий и взяточничеству. В министерстве приветствуют создание нового подразделения в СК, но опасаются перегибов в работе следователей. «Ведь там тоже люди работают. И они могут ошибаться. Но кто-то ошибается объективно, а кто-то – субъективно. Придет кто-нибудь к следователю, даст сто тысяч и скажет: «Посади мента». И он начнет работать. Если раньше он бы подумал, мол, как же я с ним будут работать, то теперь он может сказать «у меня работа такая», — отметил источник «Газеты.Ru» в МВД. По его словам, это хорошо, когда СК публикует и ведет статистику преступлений полицейских. «Но я еще ни разу не видел, чтобы публиковалась информация, сколько дел оказалось пшиком», — сказал источник.