Во вторник вечером предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл прибыл на Украину, чтобы провести там три дня по случаю празднования 1023-летия крещения Руси. В Киево-Печерской лавре он встретился с католикосом-патриархом всея Грузии Илией II, приглашенным на торжества. Как отметил патриарх Кирилл, в последнее время две церкви ведут «особо интенсивный диалог».
«Существуют трудности в отношениях между Россией и Грузией. Но не существует принципиальных разногласий между двумя братскими православными церквями», — заявил он.
Стоит отметить, что эта встреча проходит на фоне непростой для грузинской православной церкви ситуации.
Формально православные церкви Южной Осетии и Абхазии относятся к юрисдикции Грузинской церкви, но де-факто уже довольно давно откололись от нее. До недавнего времени как Абхазская, так и Осетинская православные церкви искали поддержки РПЦ в разрешении этих проблем, рассматривая как вариант переход под ее омофор. Долгое время основным препятствием в решении этого вопроса был непризнанный статус обеих самопровозглашенных республик, однако в 2008 году Россия признала их независимость. Но РПЦ отказалась брать под свое крыло осетинских и абхазских православных, предпочитая не портить отношения со своей давней союзницей — грузинской церковью.
В мае 2011 года в Абхазской православной церкви произошел раскол. Несколько ее клириков провозгласили создание так называемой Абхазской митрополии. Они рассчитывают, что впоследствии митрополия преобразуется в независимую Абхазскую церковь, и пытаются заручиться поддержкой других православных церквей и Константинопольского патриарха, чтобы, наконец, разобраться со своим статусом.
Киевская встреча и была посвящена обсуждению этих проблем.
Как ожидалось, Илие II удалось заручиться поддержкой главы РПЦ. Патриарх Кирилл подтвердил юрисдикцию Грузинской православной церкви над Абхазией и Цхинвальским регионом.
«Совершенно очевидно, что существует каноническая юрисдикция Грузинского патриархата на территории Абхазии, Южной Осетии», — цитирует его слова «Интерфакс-Украина». Вместе с тем Кирилл признал, что на территории Абхазии сейчас «некий канонический беспорядок». «Это касается одного и другого места, особенно недавние события в Абхазии показали, что этот канонический беспорядок наносит ущерб духовной жизни людей», — подчеркнул он. Тем не менее, как следует из сообщений информагентств, патриархи предполагают в будущем выйти на какие-то решения, которые установят «канонический порядок» в регионе и предотвратят «любые раскольнические действия, которые наносят ущерб спасению душ людей».
Что касается конкретных шагов, патриарх Илия хочет посетить Абхазию. Он рассчитывает, глава РПЦ ему в этом поможет.
«У нас есть надежда, что отношения с Русской церковью нам позволят восстановить нашу юрисдикцию в Абхазии. Практически сегодня там нет нашей юрисдикции, несмотря на то что Русская церковь однозначно признает нерушимость и единство Грузинской церкви, включая и Абхазию, которая является неотъемлемой церковной частью Грузинской православной церкви», — цитирует «Интерфакс» руководителя пресс-службы патриархии Грузии, священник Давид Шарашенидзе.
Впрочем, никакого практического значения киевская встреча иметь не будет, считает научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин.
«Абхазы не хотят видеть грузин на своей территории ни в каком виде. Патриарх Илия II, конечно, может поехать в Абхазию, только к кому?» — сказал эксперт. По его мнению, сейчас речь идет исключительно о церковно-дипломатической игре, а не о каких-то конкретных шагах. «Самим фактом подтверждения юрисдикции Грузинской церкви в Абхазии Кирилл делает большой реверанс в сторону Илии», — считает он. Официальная констатация тем не менее не мешает РПЦ помогать Абхазской православной церкви через Краснодарскую епархию — отсюда к абхазам едут клирики и осуществляется церковная торговля.
«Хотя глобально РПЦ против любого церковного сепаратизма», — отмечает Митрохин. Кстати, встреча патриархов именно на украинской земле символична. Дело в том, что у патриарха Кирилла здесь хватает в чем-то похожих проблем. Украинская православная церковь Московского патриархата все больше дистанцируется от Москвы. Киевская митрополия стремится самостоятельно решать кадровые и финансовые проблемы. УПЦ МП с некоторых пор сама выбирает новых епископов, не советуясь с центром, а за три недели до визита патриарха созвала собор духовенства и мирян, на котором обсуждались документы, инициирующие большую степень независимости от Москвы. Хотя они так и не были приняты, это дополнительно накалило ситуацию.