Во вторник стали известны первые результаты расследования возобновленного уголовного дела по факту крушения Ми-171 (модификация Ми-8) на Алтае и незаконной охоты на архаров. Обвинения предъявлены выжившим в катастрофе вертолета пассажирам — генеральному директору компании «Инеко» Борису Белинскому, бывшему заместителю председателя правительства Республики Алтай Анатолию Банных, а также заместителю директора Института экономики и законодательства города Москвы и главному эксперту объединенного экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Николаю Капранову.
Лично предъявить обвинения в нарушении ч. 2 ст. 258 УК РФ (незаконная охота) следователям удалось только Белинскому. Банных и Капранова правоохранительные органы найти не смогли.
Следственный комитет при прокуратуре (СКП) объявил, что они «скрываются от следствия» и поэтому их пришлось объявить в федеральный розыск. Выжившему второму пилоту Максиму Колбину, находившемуся во время падения самолета в салоне, обвинение не предъявили. В данный момент он продолжает работу в томском филиале компании «Газпромавиа». На должности он был восстановлен через полгода после катастрофы.
Известно, что ранее Банных опровергал свое участие в незаконной охоте. По его словам, он сам не знал, что охотиться придется именно на архаров, и вообще не имел при себе никакого оружия.
После катастрофы Банных подал в отставку, потом он занимал пост директора финансово-промышленной группы «Сибма».
Что касается Капранова, то в комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству «Газете.Ru» не смогли сказать, числится ли он среди сотрудников. По словам представителей комитета, после аварии вертолета его только несколько раз видели в Государственной думе.
Впрочем, чуть позже во вторник сам Капранов заявил, что он находится дома и ни от кого не скрывается.
В эфире радиостанции «Эхо Москвы» Николай Капранов сказал, что был очень удивлен, узнав, что его объявили в розыск. «В начале июня я встречался с нашим местным участковым, он собирал характеристику на меня от соседей. Я дал ему мой номер мобильного», — сказал он. По его словам, на прошлой неделе его жена встречалась со следователем. «Он задал ей один вопрос — где можно найти вашего супруга, — продолжил Капранов. — Она сказала, что супруг живет здесь, что сейчас он на работе, но, если хотите, он позвонит вам вечером или на завтра утром. Следователь сказал: «Нет-нет, не надо звонить».
Вертолет с высокопоставленными чиновниками на борту потерпел крушение 9 января 2009 года.
В катастрофе погибли полпред президента в Госдуме Александр Косопкин, заместитель начальника департамента управления президента России по внутренней политике Сергей Ливишин, пилот Владимир Подопригора, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Каймин, а также руководитель ансамбля «Ярманка» из Турочака Василий Вялков и двое членов экипажа — Алексей Баяндин и Александр Вертей. Согласно отчетам МАК, вертолет рухнул, когда за штурвал сел Подопригода, который весь предыдущий полет находился в салоне как пассажир. По информации комитета, командир Ми-171 хорошо знал Подопригору и лично пригласил его для участия в полете как имеющего опыт работы в горах Республики Алтай. МАК указал, что пилот взял на себя управление полетом на самом сложном его отрезке по просьбе других пассажиров, которые в этот момент вели стрельбу по диким животным у горы Черная без получения соответствующего разрешения. Из расшифровки бортовых самописцев следует, что первый пилот потерял из виду одного из убитых архаров, а кто-то из пассажиров (кто именно — не сообщается) потребовал снизиться и найти его. «После отстрела очередного животного при выполнении форсированного правого разворота с целью захода для зависания и взятия на борт туши вертолет столкнулся со склоном горы. Вертолет был полностью разрушен, пять пассажиров и два члена экипажа погибли», — констатировали участники расследования.
В августе 2009 года дело о катастрофе Ми-8 было закрыто. Официально следователи об этом не сообщали. Известно об этом стало благодаря депутатам алтайского эл-курултая (парламента) — они отправляли в СКП запрос о ходе расследования, а затем передали СМИ ответ следователей. Тогда в СКП заявили, что дело пришлось закрыть, потому что лица, ответственные за катастрофу, находятся в списке погибших. Через несколько дней после этого глава СКП Александр Бастрыкин возобновил расследование.