Пенсионный советник

Кодекс точечной застройки

Мосгордума одобрила Градостроительный кодекс столичной мэрии

Варвара Петренко 12.12.2007, 18:35

Мосгордума одобрила в первом чтении законопроект Градостроительного кодекса столицы. С помощью этого документа столичные власти оставляют за собой право на ведение «запрещенной» в городе точечной застройки. Оппозиционные депутаты считают, что закон принимается в интересах инвесторов и связанных с ними коррумпированных чиновников.

В среду Мосгордума одобрила в первом чтении законопроект Градостроительного кодекса, предложенный мэрией. По словам представлявшего документа руководителя Москомархитектуры Александра Кузьмина, кодекс интегрирует все градостроительное законодательство за 10 лет и приводит его в соответствие с федеральными законами. Объемный документ содержит вопросы территориального планирования, особенностей строительства на охраняемых территориях и в зонах исторической застройки. В кодекс входят статьи о нормативах градостроительного проектирования, об информировании жителей города о градостроительной деятельности, выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, самовольном строительстве.

Одной из наиболее сильных сторон документа главный архитектор считает то, что он предусматривает радикальное упрощение порядка подготовки проектной документации. «Вместо многочисленных согласований, двух или трех экспертиз, проектная документация направляется в «одно окно» – Москомэкспертизу, которая дает заключение о соответствии или несоответствии проекта требованиям законодательства», — пояснил Кузьмин. А по мнению председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова, большим плюсом проекта является сохранение особых принципов регулирования градостроительной деятельности в зонах природного комплекса и вопросов, связанных с историко-культурным наследием.

Но главным достоинством законопроекта разработчики считают то, что он «ограничивает точечную застройку в Москве».

Ограничение и без того множество раз «запрещенной» точечной застройки в Москве заключается в том, что право на уплотнение районов сложившейся застройки останется только у городских властей. И уплотнять районы можно только объектами, строящимися по госзаказу.

«Согласно проекту кодекса, в застроенных сложившихся территориях возможно размещение только объектов социальной инфраструктуры шаговой доступности и дополнительное строительство жилья по городским целевым программам для очередников и нуждающихся», — объяснил смысл седьмой главы документа Кузьмин.

То есть, отстранив от уплотнительной застройки частных инвесторов, московские власти продолжат ее сами, но теперь уже в рамках «госзаказа». Что, впрочем, совершенно не меняет точечной застройки. Муниципальные или коммерческие, новые здания в любом случае отнимут жизненное пространство у москвичей, образуют вокруг себя стихийные автостоянки, отрицательно сказываются на состоянии грунта и соседних зданий.

Кроме того, как следует из проекта кодекса, мэрия наделяет себя правом разрабатывать и утверждать, а затем и актуализировать территориальные и отраслевые схемы планирования развития территорий. И если сам генплан утверждается на открытых заседаниях Мосгордумы, то многочисленные постановления о его актуализации принимаются практически кулуарно. В таком же полузакрытом режиме проект позволяет принимать градостроительные решения по обеспечению государственной или муниципальной нужды, связанные с переселением горожан из их привычного жилья.

Тем не менее, как уверяют авторы законопроекта, теперь будет положен конец многочисленным градостроительным конфликтам. По словам Кузьмина, проект предусматривает участие жителей столицы в градостроительной политике: москвичи получат право предоставить в органы власти свои замечания и предложения к проектам Генплана города, документации по планировке территории, а также предложения о внесении изменений в эти документы. Кроме того, пообещал чиновник, в каждом внутригородском муниципальном образовании будут проводиться публичные слушания по проекту Генерального плана города.

Как считают противники законопроекта, упоминание о публичных слушаниях еще не означает права голоса москвичей в принятии решений.

По мнению руководителя фракции «Яблоко» в Мосгордуме Сергея Митрохина, законопроект резко ограничивает право граждан на информирование о градостроительной деятельности. Это значит, что в Москве, где сегодня градостроительная тематика по своей популярности может соперничать с прогнозом погоды, сохранится одна из основных причин строительных конфликтов.

Кроме того, считает Митрохин, процедура публичных слушаний прописана так, что «ее результаты всегда будут выгодны коррумпированным чиновникам и инвесторам». Он также обратил внимание на то, что по проекту кодекса слушания могут и не проводиться, а их результаты никак не влияют на градостроительные планы властей.

В целом, по мнению лидера думской оппозиции, предлагаемый кодекс «неприемлем, принимать его нельзя, а исправить невозможно».

Документ может привести лишь к дальнейшему бесконтрольному строительству, увеличению числа точечных застроек, принудительных реконструкций и переселений, считает Митрохин.

По его словам, проект отменяет ряд нормативных актов города, защищающих интересы горожан при строительстве (лишает их права на возмещение ущерба при строительстве, доступа к своим домам через стройплощадки и т.п.), ликвидирует экологические требования к строительству и облегчает возможность застройки природных территорий. А также полностью игнорирует права собственников жилья, к которым относятся сегодня 70% москвичей, в том числе на принятие самостоятельных решений о реконструкции принадлежащих им зданий и помещений.

Оппоненты законопроекта убеждены, что он не предлагает четких нормативов градостроительного проектирования и никак не регулирует процесс строительства, то есть не соответствует самому понятию кодекса законодательных норм.

В частности, в проекте нормативы строительства подменены абстрактными формулами, смысл которых Александр Кузьмин и сам не смог объяснить на заседании Мосгордумы. В ответ на вопрос депутата с математическим образованием Евгения Бунимовича по сути этих формул Кузьмин лишь пообещал уточнить их к следующему чтению законопроекта. По мнению Бунимовича, за формулами и цифрами, приведенными в статье 14 «Типы строительного использования, назначения территорий», ничего не стоит.

«Очень важные конкретные вещи заменены здесь абсолютно безграмотными, бессмысленными с точки зрения математики абстракциями, — заявил он. — Пользоваться этим законом в таком виде нельзя».

Впрочем, Сергей Митрохин убежден, что никакие нормативы столичным властям и не нужны, а основная цель нового кодекса — окончательная передача градостроительной деятельности под монопольный контроль правительства Москвы. «Все это не только не запрещает, но и, наоборот, открывает дополнительные возможности для разворачивания новых уплотнительных застроек, — заявил он. — Закон принимается в интересах инвесторов и связанных с ними коррумпированных чиновников».