Непосредственно день выборов в Узбекистане — 4 декабря. Однако с текущей недели и до 2 декабря свой голос за кандидата может отдать любой желающий, кто по уважительной причине не сможет проголосовать вместе со всей страной, сообщил узбекистанский ЦИК. В России, по последним данным ФМС, работает около 1,5 млн узбеков. На территории страны у них два избирательных участка.
Граждане Узбекистана выбирают между четырьмя кандидатами. Это премьер и врио главы государства Шавкат Мирзиеев (представляет Движение предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократическую партию Узбекистана), Хатамжон Кетмонов (Народно-демократическая партия), Сарвар Отамуратов («Миллий Тикланиш») и Нариман Умаров («Адолат»).
Страна выбирает нового лидера после того, как 2 сентября было объявлено о кончине Ислама Каримова, который бессменно управлял Узбекистаном более 25 лет, начав еще во времена СССР.
С тех пор Узбекистан переживает переходный период, в ходе которого местным элитам необходимо определиться со структурой управления страной.
По мнению Андрея Грозина, заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, к моменту собственно выборов этот период во многом пройдет, и практически гарантированная победа Мирзиеева объявит о его завершении.
«Политические элиты в Узбекистане очень закрыты и пребывают в состоянии очень напряженной конкуренции. Поэтому фигура Мирзиеева, который более 13 лет был премьер-министром Узбекистана, на данный момент удовлетворяет все местные кланы», — рассказал эксперт «Газете.Ru».
«Мирзиеев доказал, что у него огромный запас прочности, политической выживаемости. Очевидно, ему в течение долгих лет удавалось находить баланс между интересами на самом высоком уровне».
По словам Грозина, Каримову за время своего правления удалось перемолоть два главных политических клана: ташкентский и самаркандский. «Они уже довольно давно перемешались друг с другом, и сейчас более уместно говорить о другом клане, который сам Каримов создал вокруг себя», — считает он.
Кроме того, Мирзиеев располагает поддержкой главного силовика Узбекистана — председателя Службы национальной безопасности (СНБ) Рустама Иноятова. Это позволяет предположить, что по крайней мере нынешние выборы пройдут по «классическому» каримовскому сценарию, где известного с самого начала победителя (на этот раз Мирзиеева) другие кандидатуры лишь оттеняют, считает Грозин.
Смерти Гугуши и свобода диссидентов
Впрочем, наблюдавшая за подготовкой узбекского процесса голосования миссия БДИПЧ ОБСЕ в своем отчете от 24 ноября отметила ряд позитивных изменений. По этим данным, в текущем году кандидаты чаще встречались с избирателями и имели больше возможности донести свою программу.
Существенный минус — отсутствие дебатов, которые гарантированы законом страны.
Перед началом предварительного голосования узбекские СМИ потрясла новость о предположительной смерти дочери Ислама Каримова, Гульнары Каримовой. 44-летняя женщина, ранее выступавшая как певица под сценическим псевдонимом Гугуша, с 2012 года активно занялась политикой и выступала с рядом острых критических заявлений в адрес режима собственного отца.
В 2014 году политическая карьера Гульнары оборвалась. Прокуратура Узбекистана (очевидно, с согласия президента Ислама Каримова) начала расследование дела о «преступной группировке», которая присвоила себе не менее $200 млн государственных денег. В составе группировки фигурировали Гульнара Каримова и несколько близких ей узбекских политиков из молодого поколения элит.
По данным узбекского таблоида «Центр-1», который сослался на источник из службы нацбезопасности Узбекистана, Гульнару в начале ноября отравили и похоронили в Ташкенте, а могилу — уничтожили.
Даниил Кислов, главный редактор ресурса «Фергана.Ru», освещающего события в Центральной Азии, сообщил «Газете.Ru», что тот же источник связывался и с его редакцией, однако по ряду причин эта информация вызвала у журналистов большие сомнения.
«Впоследствии тот же источник эти данные опроверг и сказал, что это был чуть ли не розыгрыш, — рассказал Кислов. — Если и рассматривать это как пиар-акцию перед выборами, то эта информация могла предназначаться только для одного — бросить тень на нынешний режим».
24 ноября слухи о смерти Гульнары Каримовой опроверг и ее сын, 23-летний Ислам Каримов, проживающий в Лондоне.
Андрей Грозин считает, что слухи вокруг Гульнары предназначались для того, чтобы «проверить систему власти, которую теперь возглавляет Мирзиеев, на прочность». Предположительную пиар-акцию эксперт связывает с обострившейся конкуренцией между Россией, Западом и Китаем за влияние на Узбекистан.
«От политической стабильности в этой стране зависит весь регион. События в Узбекистане отражаются на таджикской, киргизской, казахстанской ситуации», — считает эксперт.
По мнению Кислова, официальный Ташкент нашел, чем уравновесить этот информационный ущерб. «Не менее важна другая новость, которая совпала с началом предварительного голосования. Был освобожден из 23-летнего заключения один из старейших диссидентов Узбекистана Самандар Куканов», — рассказал собеседник «Газеты.Ru». Кислов расценивает этот шаг Ташкента как сигнал Западу.
За день до освобождения Куканова целый ряд европейских правозащитных организаций направили узбекскому руководству письмо с требованием освободить именно этого оппозиционера.
«Задача Мирзиеева — дать повод Западу начать отношения с узбекским режимом с чистого листа. Освободить диссидентов — шаг именно в этом направлении», — добавил собеседник «Газеты.Ru».
«Очень яркий показатель настроений внутри режима — это обязательный и показательный сбор урожая хлопка, на который власти сгоняют всех бюджетников: от учителей до военнослужащих, — добавил Кислов. — Это происходит с сентября по ноябрь».
В этом году сбор совпал с траурным периодом по Исламу Каримову. «В этих условиях можно было бы ожидать, что режим решит смягчить свои методы и провести сбор хлопка как-то более мягко. Но, наоборот, это мероприятие проходило под особым контролем. Забирали всех», — добавил он.
Грозин согласен с тем, что при Мирзиееве не стоит ожидать резкого изменения курса Узбекистана. По его мнению, он может провести ряд экономических реформ, сравнимых с реформами 2007–2008 годов, однако будет стараться сохранять стабильность.
В том же контексте эксперт напомнил, что в рядах террористических организаций Сирии и Ирака численность узбекских боевиков больше всех других представителей центральноазиатских стран.