Поздняя ночь воскресенья и утро понедельника в Екатеринбурге выдались нервными. Несмотря на то что после обработки данных с более чем 50% избирательных участков горизбирком объявил, что Евгений Ройзман лидирует на выборах мэра Екатеринбурга, опережая на несколько процентов своего главного оппонента, единоросса Якова Силина, победа оппозиционера не казалась столь очевидной. По состоянию на четыре утра разрыв составлял всего 3%.
Ройзман устало улыбался и говорил о победе, но явно нервничал, а когда от наблюдателей из избиркомов пошли сообщения о том, что в территориальных избирательных комиссиях переписывают протоколы, попросил всех своих сторонников, находившихся в штабе, ехать к зданиям ТИК и наблюдать за происходящим.
Телефон главы штаба Ройзмана Аксаны Пановой разрывался. «Москва готова признать нашу победу, они признают, что мы победили честно, они не допустят фальсификаций, потому что в победу Силина уже никто не поверит», — как мантру повторяла Панова почти всю ночь.
Корреспондент «Газеты.Ru», спросив мнение об итоге выборов у источников, близких к администрации президента, получала однозначный ответ: «Ройзман победил, Старая площадь следит за исходом выборов, избиркомам запрещено включать «жесткий сценарий» (имеются в виду прямые фальсификации и переписывание протоколов. — «Газета.Ru»)».
«Главное — удержать победу, главное — продержаться еще час, еще два», — все повторяли Панова и Ройзман и вновь и вновь разыгрывали свой единственный козырь — публичность, публикуя в режиме онлайн в своих блогах все новые и новые протоколы с УИКов от наблюдателей, согласно которым почти на всех участках побеждал Ройзман.
К утру стало ясно, что, даже если официально будет объявлено о победе Силина, в это никто не поверит.
Ночью же федеральные телеканалы наконец дали сюжеты о том, что Ройзман побеждает. Областное телевидение в штаб к вероятному мэру так и не приехало, равно как и другие региональные СМИ, зато в кабинете будущего мэра толпились журналисты федеральных изданий и даже несколько иностранцев.
Утро в Екатеринбурге все-таки началось с неожиданностей. Председатель горизбиркома Илья Захаров заявил, что на ряде участков может пройти пересчет голосов в связи с сообщениями о многочисленных нарушениях, и о победе Ройзмана говорить преждевременно.
Собеседники издания, близкие к администрации, объясняли такое изменение давлением на горизбирком со стороны областной администрации и просили подождать немного, обещая, что «Москва признает, что Ройзман выиграл честно, и горячая точка в Екатеринбурге никому не нужна».
Еще один собеседник, близкий к администрации, объяснял корреспонденту, что администрации президента будет даже удобно отдать Ройзману заслуженную победу — тогда общественности будет проще поверить, что на выборах мэра Москвы второй тур никак не получается, но демократия в стране победила.
«Этот случай — показатель «новой политики», что Кремль теперь готов работать даже с «неудобными людьми», — рассуждал третий источник.
К полудню по Екатеринбургу сомнения наконец разрешились. Захаров заявил, что оснований для пересчета итогов выборов нет. Согласно финальным подсчетам, Ройзман победил на выборах мэра Екатеринбурга с 30,11% голосов. Силин, по официальным данным, набрал 26,48%.
Губернатор Евгений Куйвашев до сих пор не позвонил ему поздравить с победой, зато это сделали оппозиционер Алексей Навальный и лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров.
Одним из главных визуальных элементов кампании Ройзмана была красная футболка — члены штаба, наблюдатели и сторонники нового мэра в течение кампании носили красное.
«Достал этот красный цвет, не могу больше», — на первом брифинге Ройзмана в новом качестве Аксана Панова была в сером. Сам Ройзман был в темной футболке.
«Выборы закончились. Мы их выиграли, выиграли красиво и чисто, хотя не скрою, ситуация была сложная. Сейчас буду внимательно читать регламент, изучать устав города, выстраивать отношения с людьми. Я считаю, что никто не вмешался, просто наш штаб хорошо отработал. Мы вовремя опубликовали результаты экзит-полов, и всем все стало ясно еще до подсчета голосов. А потом пошли протоколы от наблюдателей? и мы поняли, что мы победили», — отрицает Ройзман наличие «руки Москвы» в своей победе.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что в пользу Ройзмана сыграла изначальная публичная установка администрации президента на «честные и конкурентные выборы».
«Командам губернатора и мэрии прямым текстом запретили снимать Ройзмана с выборов и сказали выигрывать честно. Они отвечали, что Силин — лидер гонки и выиграет честно. В ночь выборов эта позиция была повторно доведена до областных и городских властей», — лаконично комментирует Минченко.
Близкий к Кремлю политолог, член Высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов считает, что исход кампании был прогнозируем, хотя битва была жесткой.
«Теперь с Ройзманом будет взаимодействовать и областная, и федеральная власть, однако и они, и он сам понимают, что его полномочия ограничены. Я встречался с ним незадолго до выборов и должен сказать, что он понимает эту роль и говорит, что будет заниматься общественным контролем, взаимодействием c жителями», — рассуждает Орлов.
Между тем подведены итоги выборов в гордуму Екатеринбурга. «Единая Россия» на этих выборах набрала даже меньше, чем на выборах 2011 года в Госдуму — 28,11%. Кроме этой партии, 5-процентный барьер преодолела КПРФ с 8,6% голосов, «Справедливая Россия» с 17,78%, ЛДПР с 5,58%, «Гражданская платформа» (Ройзман возглавлял список этой партии на выборах) с 13,42% и Партия пенсионеров с 9,41% голосов.
В свердловской политической элите теперь задаются вопросами: кто именно из команды губернатора ответит за поражение, насколько пошатнулись позиции губернатора и сможет ли он в итоге примириться с Ройзманом или продолжит борьбу на уничтожение.
«Ройзман победил, потому что он работал на доверие к себе годами. Он — самый рейтинговый в Екатеринбурге политик. А вот почему до финиша допустили? В числе прочего, чтобы Куйвашеву жизнь медом не казалась. И чтобы в кресле губернатора не засиделся. Кстати, Аксана Панова — гениальная медийщица, а Константин Киселев, работавший в штабе Ройзмана, очень хороший и опытный политтехнолог. Ну и талант публичного политика самого Ройзмана», — в таком порядке перечисляет причины победы оппозиционера на выборах руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.