«Слово «жид» есть в словаре»

Кандидат в мэры Москвы Николай Левичев прорывает информационную блокаду с помощью советов огородникам и неполиткорректных сканвордов

Андрей Перцев 06.08.2013, 20:03
Установка портрета кандидата в мэры Москвы Николая Левичева на одной из улиц Артем Геодакян/ИТАР-ТАСС
Установка портрета кандидата в мэры Москвы Николая Левичева на одной из улиц

В агитационных газетах кандидата в мэры Москвы от «Справедливой России» Николая Левичева обнаружены сканворды со словами «жид» и «нигер». В штабе кандидата пояснили, что речь не идет об антисемитизме или национализме — просто эти слова есть в словарях и удобны для составления сканвордов. Кроме того, в агитации «эсера» большое место уделяется советам по хозяйству и ведению огорода. По мнению политтехнологов, благодаря такой полезной информации в газетах кандидату удалось прорвать информационную блокаду.

Слова «жид» и «нигер» обнаружены в сканвордах, напечатанных в газетах кандидата в мэры Москвы от «Справедливой России» (СР) Николая Левичева. Слов «жид» является правильным ответом к заданию по определению синонима к слову еврей, «нигер» — к слову афроамериканец, соответственно. Правильность ответов подтверждает разгадывание других слов сканворда, которые пересекаются с этими двумя неполиткорректными словами.

Сканворды в газете Николая Левичева уже широко обсуждаются в блогосфере.

Большую часть материалов, публикуемых в агитационных газетах «эсера», составляют рецепты, рекомендации по здоровому образу жизни и ведению дачного хозяйства.

Например, на полосах встречаются такие заголовки: «Кольраби-гигант. Самая полезная капуста», «Почему сохнет хамодорея?», «Морковка в обмен на золотой слиток», «Слоеные мешочки с сюрпризом».

Руководитель агитационного проекта «Газетный прорыв», депутат Госдумы от СР Олег Пахолков указал, что сам Николай Левичев к составлению сканворда отношения не имеет.

«Мы помогли ему сканвордами моего издательского дома. Конечно, ни о каком антисемитизме или национализме здесь и речи нет! Слово «жид» есть в словаре и используется составителями сканвордов, в том числе и автоматическими. Оно удобно для использования в этих целях – три буквы, посередине «и». Странно, если кого употребление этих слов конкретно в сканворде оскорбляет», — пояснил Олег Пахолков.

Данное слово действительно есть, например, в толковых словарях живого великорусского языка Даля. Впрочем, по сравнению с ХIХ веком сейчас это слово, очевидно, несет уничижительный, негативный характер. Так, например, в словаре русского языка Ушакова говорится, что это слово означает «в устах антисемитов — еврей», а в толковом словаре под редакцией Кузнецова оно указывается как «презрительное название еврея», в словаре Ефремовой говорится, что данное слово употребляется обычно «с оттенком пренебрежительности».

Рецепты и полезные советы, по словам Пахолкова, позволили кандидату прорвать информационную блокаду в СМИ.

«Эта стратегия была успешной для справороссов на выборах в Твери, Екатеринбурге, Волгограде, Воронеже, где партия получила хороший результат. Мы раздаем все газеты на пикетах, иногда люди даже в очередь становятся! Они забирают газету домой, а не выбрасывают в урну, как это часто бывает с агитацией других кандидатов», — пояснил Пахолков.

Один из собеседников «Газеты.Ru» в московском отделении СР полагает, что скандал может сыграть в пользу кандидата.

«В каком-то смысле это тоже прорыв блокады», — отметил источник.

Напомним, что согласно последнему соцопросу ВЦИОМ кандидат в мэры Москвы Левичев набрал всего 1%.

Сегодня в той же газете Николая Левичева, где обнаружилось слово «жид», читатели нашли словосочетание «еврогейский социализм» в подписи к фотографии кандидата.

В штабе СР заверили, что в исходниках, направленных в печать на типографию, слово «европейский» было написано верно.

«Возможно, дело во вредоносной вирусной программе», — предположили в штабе.

Политтехнолог Петр Быстров указывает, что агитация с полезными советами действительно была довольно успешной в южных регионах России, но вряд ли запомнится в Москве.

«Возможно, сыграло роль досрочное назначение выборов, команда Левичева просто не успела подготовить агитацию с местной спецификой, а упор решили сделать на то, что однажды принесло успех. Но есть технология, а есть идеология: то, что близко и интересно на Дальнем Востоке, не интересно на юге, что идет на ура в Поволжье, сомнительно воспринимается в Москве», — рассуждает Быстров.