Замглавы Карелии Валентин Чмиль, возглавлявший в правительстве республики экономический блок, в среду подал в отставку, сообщается на сайте региональной администрации. Причин, по которым Чмиль решил покинуть свой пост, не сообщается. Глава пресс-службы республиканской администрации Татьяна Гречихина сказала «Газете.Ru», что она не может ничего добавить к сообщению, которое «появилось всего час назад». Она также не знает, в какие сроки губернатор Александр Худилайнен может удовлетворить прошение чиновника. В случае если отставка состоится, Худилайнен станет первым за многие годы руководителем Карелии, прислушавшимся к общественному мнению и среагировавшим на скандал, отмечает Центр политических и социальных исследований республики.
Местные СМИ связывают увольнение министра со скандалом, в центре которого оказался Чмиль.
Замглавы республики, выступая на закрытом заседании по поводу экономической ситуации на комбинате «Кондопога» еще в конце декабря, признался, что не знает, как поправить экономику региона, «который не интересен никому» и куда «ни один нормальный инвестор на нормальных условиях не пойдет». Республика всегда была «поддерживаемым социалистическим анклавом», говорил чиновник, из слов которого выходило, что Карелия обречена остаться дотационным регионом.
«Я выступаю в октябре перед депутатами и говорю: «Я готов заняться….Девушки, простите!... Я готов заняться проституцией в Республике Карелия, чем угодно, лишь бы хоть как-то наполнять бюджет и притягивать деньги в регион. Что угодно делать!» — приводит выступление Чмиля «Лесной портал Карелии».
В своем горестном монологе чиновник также посетовал на то, что регион представляет собой экономически «невыгоднейшую территорию», поскольку в Карелии, кроме природных ресурсов, больше ничего нет: все трудовые ресурсы «уехали», электроэнергетики, газа и дорог тоже нет. «Поэтому я еще раз говорю: я готов заниматься чем угодно, привлекать кого угодно и как угодно, лишь бы только (инвесторы) приходили. Поверьте! Вы думаете, глава просто так ездит в Москву каждую неделю? Мы просто ездим и целуем в одно место кого угодно и как угодно, только лишь заманиваем: «Ребята! Приходите и создавайте рабочие места!» — жаловался замглавы республиканской администрации.
Хоть Чмиль и высказывался, не рассчитывая на огласку, цитаты его выступления просочилось в СМИ уже после Нового года. На прошлой неделе губернатор Худилайнен признал, что реплики, приписываемые Чмилю, действительно звучали на совещании, пообещав провести служебную проверку.
Глава республики при этом подчеркнул, его слова его зама были искажены и перевернуты «с ног на голову», а «из закрытого производственного совещания, касающегося конкретного предприятия, сделали шоу».
Скорее всего, у Чмиля просто сдали нервы, считает депутат-коммунист Борис Кашин, избиравшийся в Госдуму от Карелии. «Я с ним лично не встречался, но общался по переписке, — сказал Кашин «Газете.Ru». – Но товарищи мои характеризуют его как здравомыслящего, достаточно выдержанного человека. Мне кажется, эта история говорит о том, что у него просто не выдержали нервы». Правительство, приступившее к работе при новом главе региона (прежний губернатор Андрей Нелидов покинул свой пост в мае 2012 года), столкнулось с проблемами, решить которые при действующей федеральной власти невозможно, объясняет Кашин. Центр не может найти инвестиционных самоокупаемых проектов для таких регионов, как Карелия. Кроме того, любой проект на региональном уровне потребовал бы вмешательства федеральных властей: так, например, развитие туристического сектора невозможно, поскольку в Карелии отсутствует соответствующая инфраструктура – нет дорог, продолжает Кашин. «С такими федеральными властями задача региональных руководителей, которые хотят что-то сделать, крайне сложна, и понять такие срывы можно. Ничего хорошего в этом нет, и надо что-то менять в центре», — считает Кашин.
Республиканский бюджет на 2012 год составил всего 17,9 млрд рублей; сверстан он был с профицитом в 252 млн рублей, но федеральные дотации в нем составили более трети — 6,7 млрд. В расчете же расходной части бюджета на душу населения (которое в Карелии неуклонно сокращается с 1991 года) это дает весьма значительную (по меркам европейской России) сумму — 28,1 тыс. на человека. Сравнительно высока в республике и средняя зарплата — около 26 тыс. в месяц, реальные денежные доходы (при учете детей, стариков и инвалидов) где-то на 25% меньше. Однако в финансово-экономическом плане в Карелии дела обстоят нелучшим образом: по итогам 2011 года (данные за 2012 еще только предстоит обобщить) республика оказалась среди всего десяти российских регионов, чей индекс производства снизился по сравнению с предшествующим годом.
В рейтинге российских регионов по качеству жизни в 2012 году Карелия заняла 51-е место (общий балл 39,1 из 100 возможных). При этом удовлетворенность населения эксперты РИА «Новости» оценили всего в 23,9 баллов, а уровень доходов — в 34,2 балла.
«Вмешательство федерального центра еще ничего не гарантирует, как нам показывает пример Северного Кавказа. Все эти программы пока не создают полноценную экономику и туризм в Карачаево-Черкесии и Дагестане, — приводит контраргумент глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — Федеральный центр тоже понимает, что вложение денег без какой-то идеи ничего не дает. В то же время какого-то лоббиста, который бы пришел и сказал «я подниму Карелию», — такого не просматривается. Даже по Дагестану такого не нашлось».
Серьезные экономические проблемы в Карелии действительно есть, соглашается Виноградов, отмечая при этом, что республика определенно «край не самый убогий», а похожая ситуация с дотациями и экономической несостоятельностью наблюдается во многих других регионах. Карелия, согласно данным Минфина за 2012 год, является только третьей по общему объему в Северо-Западном федеральном округе: больше нее получают Архангельская область и Санкт-Петербург. На развитие туристической отрасли в Карелии, продолжает эксперт, рассчитывать особо не приходится, поскольку внутренний туризм в России не развит. По данным карельского отделения Росстата, в сфере обслуживания туристов, гостиницах и ресторанах, в республике на 2011 год были заняты всего 3682 человека, что на четверть меньше, чем еще в 2007 году. «Практика развития внутреннего туризма на региональном уровне мало жизнеспособна — что на Северном Кавказе, что здесь, — говорит Виноградов. – Там, как я понимаю, есть всякие «питерские дела», то есть правительственные дачи на курортных территориях. По большому счету это единственное, на чем там можно делать деньги, потому что все остальное – это такая советская экономика».
Эксперт приводит несколько сценариев, при которых регионы могли бы поправить свое финансовое положение, однако все варианты так или иначе связаны с помощью извне. Например, более самостоятельными регионы могли бы стать вследствие объединения нескольких субъектов федерации, однако с кем можно было бы «поженить» Карелию, Виноградов сказать затрудняется: «Только если Ленинградская область, потому что Архангельская тоже не самая передовая». Идея объединения нескольких регионов, например Карелии, Мурманской, Архангельской и Вологодской областей в Северный край, активно обсуждалась где-то в 2004–2005 годах, и тогдашний глава республики Сергей Катанандов то отвергал ее, то поддерживал, когда речь заходила об одновременном перераспределении полномочий от федерального центра в пользу регионов. Вскоре эти разговоры сошли на нет. Другой вариант, рассуждает Виноградов, – привлечь в республику какого-либо крупного инвестора, то есть пойти по пути Чукотки, ставшей вотчиной Романа Абрамовича, до сих пор председательствующего в думе автономного округа. Наконец, эксперт говорит о том, что можно и просто понадеяться на какое-нибудь чудо.
Ситуация же с некорректными комментариями по поводу экономических проблем для Чмиля, скорее всего, закончится реальной отставкой, полагает Виноградов. Скандал вокруг замглавы республики стал второй крупной новостью, пришедшей из Карелии после вступления в должность Худилайнена: в январе экс-губернатора Андрея Нелидова назначили директором Музея-заповедника «Кижи», против чего начали резко выступать сами музейные работники. «По сути, два не самых удачных казуса за последний месяц», — констатирует Виноградов.