В Латвии в субботу пройдет референдум по вопросу предоставления русскому языку статуса второго государственного. Идея его проведения принадлежит Владимиру Линдерману, известному также как Абель. В середине 2000-х он был одним из лидеров тогда еще не запрещенной НБП (организация запрещена в России) и вторым после Эдуарда Лимонова человеком в организации. В 2008 году он проходил по делу о покушении на занимавшую тогда должность президента Латвии Вайру Вике-Фрейберга, и Латвия упорно добивалась его выдачи. По решению суда Абель был депортирован, его обвиняли еще и в незаконном хранении взрывчатки и подозревали в призывах в насильственном свержении власти, но потом все обвинения и подозрения были сняты. Сейчас нацбол сфокусировался на защите прав русскоязычных в Латвии. «Важно показать, что русские в Латвии не чужаки», — объяснил он РИА «Новости».
Для того чтобы выйти на референдум, ему нужно было собрать 10% голосов жителей страны, 154 379 человек. Он собрал подписи 187 378 человек, это примерно 12%.
Для того чтобы русский язык стал государственным, за это должны проголосовать не меньше половины граждан, то есть более 770 тыс.
При этом для 44% жителей страны русский является родным языком, однако многие из них являются «негражданами», то есть не имеют права принимать участие в референдумах. Согласно опросу Центра исследований общественного мнения и рынка, голосовать пойдут 85%.
Во время подготовки к референдуму Абель, по его утверждению, столкнулся с угрозами. «Если эту нечисть кто-то застрелит, это будет не наказуемым, а богоугодным делом... Если бы мне позволили его ликвидировать, я бы сделал это с радостью... Он мог бы быть мне симпатичен, но только будучи убитым или мертвым… удивляюсь, что этот еще не застрелен», — цитирует он сообщения в интернете. Бывший нацбол уже попросил помощи у полиции, но каких-либо результатов расследование пока не дало. Авторов угроз он обвинил в радикальном национализме. «Эта идеология утверждает, что за каждым народом якобы закреплен конкретный кусок земной территории, а все остальные здесь живущие — опасные и вредные чужаки. И, если чужаки что-то начинают вякать о своих правах, их можно и убить», — цитирует Абеля «Нацбол.Ru».
Но противники у него нашлись не только в интернет-среде. Инициативу жестко раскритиковали бывшие и нынешние власти Латвии.
«Я призвал бы всех граждан Латвии ответственно отнестись к своему выбору 18 февраля, помнить, что будущее Латвии в их руках, и поступить ответственно, чтобы единственным государственным языком в Латвии оставался латышский», — заявил президент Андрис Берзиньш.
Сам он, как передает ИТАР-ТАСС, будет голосовать в Польше, куда поедет с государственным визитом. «Голосовать против этой затеи» просит и премьер страны Валдис Домбровскис, цитирует его слова латвийское русскоязычное издание «Телеграф». Он уверен, что, несмотря на рекордную явку, большинство проголосует против. По данным «Телеграфа», партия Домбровскиса «Единство» недавно потратила на пропаганду латышского языка 36 тыс. евро. Премьер обещает также поднять вопрос о государственном финансировании курсов латышского.
Экс-президент Вайра Вике-Фрейберга в интервью телеканалу LTV заявила, что русскоязычных в стране не дискриминируют, как утверждает Абель.
Однако, по словам экс-президента, если покупатель в магазине обращается к продавцу на русском, продавцу следует попросить его перейти на латышский.
Если же русский станет государственным, то «латышский потеряет свои последние позиции в публичном пространстве». «Дело референдума осознанно культивируется с целью дестабилизировать латвийское государство и навредить», — цитирует ее DELFI. Абеля Вике-Фрейберга назвала «опасным для общества элементом и экстремистом». Еще один экс-президент Валдис Затлерс в специальном телеобращении на русском языке тоже призвал голосовать против. Латвийский парламент 2 февраля даже принял специальное заявление, в котором говорилось, что «латышский язык, как единственный государственный, неразрывно связан с государственной идентичностью Латвии», передает РИА «Новости».
Защитников Абеля и его инициативы среди официальных лиц немного. Его поддержала только партия «Центр согласия», одержавшая победу на последних парламентских выборах. «Лично я пойду и проголосую за. Потому что вопрос на самом деле уже давно не о статусе языков. Речь идет об отношениях власти и лингвистического меньшинства, — написал на своей странице в Facebook лидер партии, мэр Риги Нил Ушаков. — И здесь очень важно подчеркнуть: именно власти и меньшинства, а не латышей и меньшинства. У русскоязычных латвийцев нет никаких проблем с латышами. А с властями и с правящими политиками есть, и много». «Центр согласия» известен своей защитой прав русскоязычных, и говорил об этом, в частности, во время предвыборной кампании. «Когда почти 200 000 граждан Латвии подписались за проведение референдума, мы начали непростой путь в надежде на перемены. И этот путь надо пройти до конца. Поэтому в субботу я проголосую за», — заключил Ушаков.
Ни противники, ни сторонники придания русскому языку статуса государственного не делают прогнозов о возможных итогах референдума. Но, как свидетельствует опрос, проведенный в середине января (еще до официального объявления о проведении референдума) TNS Latvia и телекомпанией LNT, против собираются проголосовать 59%.
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш считает, что большинство все же проголосует против во многом потому, что «неграждане» не имеют права голосовать. Но результаты референдума, уверен он, не так важны, как то, что «этот вопрос поставлен». «Он назрел и даже перезрел давно. Но я бы не сказал, что русские как-то страдают от сегрегации, нормально они себя чувствуют, но как можно жить в стране, не испытывая чувства полноценности?» — заключил он.