Пять лет спустя после «тюльпановой революции», годовщину которой Киргизия отмечает в среду, президент страны Курманбек Бакиев объявил о начале тотальной реорганизации государственного управления в республике. Своими предложениями глава государства поделился на «курултае согласия» — совете старейшин, собранном властями в Бишкеке накануне праздника.
Бакиев объявил, что нормы западной демократии для Киргизии не подходят, а традициям народа и нынешним реалиям соответствует «совещательная демократия».
«Именно в нашем курултае, обогащенном мнениями и суждениями народных мудрецов, я вижу образец совещательной демократии», — заявил глава государства. По словам Бакиева, выборы представляют собой не что иное, как «марафон толстосумов», и служат они только тем, кто ожидает от них «дармового угощения и шальных денег».
Идеология защиты прав человека, остановился на этом киргизский лидер, порождает «индивидуализм и эгоизм, что приводит к падению общественной морали и нравственности, разорению природы».
Бакиев фактически готовит к преемству власти своего младшего сына Максима, за последние годы ставшего одним из самых влиятельных фигур в стране, комментирует эксперт по Центральной Азии из Института стран СНГ Андрей Грозин. Курултаи должны поддержать Бакиева-младшего в случае реализации плана передачи власти преемнику, считает эксперт.
Реализация этого сценария уже обсуждается экспертами. Полномочия Бакиева окончатся в 2013 году, третий срок запрещен ему конституцией, но, согласно конституционной реформе, запущенной в начале года, в случае какого-либо форс-мажора, например отказа главы государства от власти раньше срока, имя и. о. президента отныне называет не парламент, а «президентское совещание» — консультативный орган представителей местных элит, который официально заменил администрацию главы государства.
Максим Бакиев возглавляет Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ), которое фактически стало «теневым правительством» Киргизии. К тому же он, по словам эксперта, контролирует настоящую финансово-промышленную империю, в основном через подставные офшорные фирмы, выигравшие аукционы по приватизации почти всех предприятий энергетической системы республики, а также телекоммуникационной компании «Киргизтелеком».
По словам Грозина, реформу задумали в секретариате Бакиева и долго согласовывали с элитами. «Перед открытием курултая президент ездил на юг республики, в Ош и Джалалабад, где его позиции наиболее сильны. Там на встречах с аксакалами он обещал открыть на юге филиалы ЦАРИИ, перевести в Ош министерство обороны, что автоматически приведет к перераспределению финансовых потоков в пользу юга», — отмечает эксперт.
Таким образом Бакиев хотел заручиться поддержкой местных элит при продвижении своего сына, который в традиционалистских кругах воспринимается с подозрением: он наполовину русский и к тому же до сих пор не говорит по-киргизски, отмечает собеседник.
Киргизию ждет архаизация государства и общества в случае осуществления задуманной реформы, прогнозирует Грозин.
«Юг и север страны представляют собой разные общественно-политические общности, бывшие кочевники киргизы разделены на два «крыла», онг и сол, а на низовом уровне еще 40 племен и множество кланов. Создание «вечевой республики» или «киргизской кочевой вольницы» неминуемо приведет к раздроблению страны, а в случае внешней угрозы, например вооруженного конфликта с Узбекистаном, — к распаду страны», — уверен Грозин.
Своеобразный внутриполитический курс, который официальный Бишкек намерен проводить, в то же время не будет мешать развитию его связей с западными странами, надеется Бакиев. Администрацию президента многие внутри страны упрекают в слишком активном заигрывании с США, которым, в частности, предложено создать антитеррористический центр в Баткенской области, там же, где намеревалась разместить военную базу и Россия. «Во внешнеполитической сфере у нас есть только два возможных пути: либо мы превращаем Киргизию в один из центров диалога разных международных сил и определяем новое место нашей страны в мировой политике, либо мы станем сателлитом какой-либо одной силы — в этом случае не может быть и речи о реальной независимости нашей страны», — объяснил государственный интерес Бакиев.
Новые порядки было решено применять сразу. Несколько десятков сторонников оппозиции, которые пытались провести пикет у Государственной филармонии, где собирался «курултай согласия», были задержаны. Плакаты с призывами не допускать строительства американской военной базы были порваны, а несшие их оказались в автозаках. Среди задержанных лидер партии «Ак Шумкар» Темир Сариев.
Бакиев пообещал амнистию своим бывшим соратникам по «тюльпановой революции», которые, перейдя в оппозицию к новому президенту, впоследствии оказались за решеткой.
Амнистия, которую должен утвердить парламент, будет касаться «принимавших активное участие в мартовской революции 2005 года, совершивших умышленные преступления, за исключением особо тяжких», говорится в сообщении пресс-службы президента. Из тюрьмы может выйти, в частности, бывший глава минобороны Исмаил Исаков, приговоренный в феврале этого года к восьми годам заключения за передачу сыну ведомственной квартиры, сообщает РИА «Новости».