Пиар на прошлом

Россия будет улучшать свой имидж за рубежом

,
ИТАР-ТАСС
Россия начинает новую пиар-кампанию по улучшению своего имиджа за рубежом. РИА «Новости» и агентство RJI Capital по заказу Кремля взялись за организацию трех конференций — в Москве, Аммане и Лондоне. Газета EUObserver сообщает о другом заказе — на обеление Сталина и всей советской истории. РИА «Новости» утверждает, что никакого пиара вождя на Западе не планируется. О недопустимости оправдания преступлений Сталина заговорил в пятницу и президент Медведев.

Россия вновь обратилась к зарубежным пиар-компаниям с заказом на улучшение собственного имиджа за рубежом. Партнером информагентства «Новости», в задачи которого в соответствии с бюджетом входит «организация информационно-пропагандистского сопровождения внешней и внутренней политики Российской Федерации», стала пиар-фирма RJI, имеющая офисы в Вашингтоне, Лондоне и Цюрихе.

Об этом впервые написал брюссельский онлайн-портал EUObserver. По данным газеты, были заключены два контракта: один на организацию международных конференций с участием экспертов, в другом речь идет о чисто имиджевой кампании, частью которой якобы должно было стать создание положительного образа СССР накануне и в годы Второй мировой войны. RJI должен был перепоручить второй проект неназванной «крупной брюссельской компании», источники в которой и разговорились с корреспондентом газеты.

«Вы хотите, чтобы Сталин представлялся не таким уж плохим парнем?» — цитирует издание слова представителя компании, обращенные к заказчику. «Я знаю, это будет тяжело», — было сказано в ответ.

РИА «Новости» опровергло сведения, переданные EUObserver. «Полной чушью» назвал в беседе с «Газетой.Ru» существование второго контракта по обелению действий Сталина в годы войны замгендиректора РИА «Новости» Валерий Левченко.

При сотрудничестве RJI Capital в 20-х числах ноября в Москве состоится конференция, посвященная проблемам Арктики, в декабре в иорданской столице Амманe – конференция по Ближнему Востоку, а в феврале 2010 года в Лондоне в аналогичном формате будет обсуждаться российско-европейское сотрудничество. Замглавы РИА «Новости» не стал раскрывать финансовых деталей контракта.

Депутат Госдумы Сергей Марков не исключил, в свою очередь, что российскому государству потребуется поработать и над исторической тематикой, в частности, для улучшения отношений со странами Восточной Европы. «Нельзя допускать, чтобы все время вытягивалась вперед сталинская тематика, но нам надо объяснять свою позицию, например, в связи с голодомором, который украинское руководство пытается представить как сознательный геноцид украинского населения», — считает Марков. Он не исключил в беседе с «Газетой.Ru», что именно с этим связаны «слухи», опубликованные EUObserver, которые он считает «сознательной дискредитацией» и борьбой за российский пиар-заказ.

Сотрудник одной из бельгийских пиар-компаний сказал «Газете.Ru», что кампания по реабилитации СССР, если она существует, «вряд ли будет встречена положительно» в ряде стран.

«Представлять другую точку зрения на сталинские репрессии, так же как на армянский геноцид, — дело сложное, за которое возьмется не всякий, но это значит, что такой заказ должен сулить большие выгоды», — заметил источник.

По мнению директора пиар-агентства «Коммуникатор» Виктора Майклсона, даже если и существует второй контракт об улучшении имиджа России, то узнать о нем вряд ли удастся. «Когда речь идет о репутационном менеджменте, то такой контракт будет закрытым», — пояснил он «Газете.Ru». По его словам, в таких случаях ни заказчик, ни пиар-компания не будут говорить о своем сотрудничестве.

Стоит отметить, что в пятницу с резкой критикой сталинского режима выступил российский президент Дмитрий Медведев. В своем новом посте в видеоблоге он произнес речь ко Дню памяти жертв политических репрессий. «Давайте только вдумаемся: миллионы людей погибли в результате террора и ложных обвинений, миллионы! Были лишены всех прав. Даже права на достойное человеческое погребение, а долгие годы их имена были просто вычеркнуты из истории, — сказал Медведев. — Но до сих пор можно слышать, что эти многочисленные жертвы были оправданы некими высшими государственными целями». Президент призвал «не допустить под видом восстановления исторической справедливости оправдания тех, кто уничтожал свой народ».

Однако и без возможного контракта по обелению Сталина Россия должна будет потратить значительные средства на зарубежный пиар. Общую сумму, которую Москва тратит на свой промоушн за рубежом, депутат Марков оценивает «в сотни миллионов долларов».

Это, по его мнению, «в разы меньше, того, что вкладывают Польша или Турция, в десятки раз меньше германских или французских трат и на порядки меньше того, что тратят на защиту своих интересов США, а это сотни миллиардов долларов».

Только РИА «Новости» получило в бюджете 2009 года на эти цели почти 1,5 млрд руб. Общая же сумма финансирования государственной информационной машины, в которую можно включить англоязычный телеканал Russia Today, арабоязычный «Русия аль-Яум», ВГТРК, «Российскую» и «Парламентскую» газеты и т. д., составила 45,92 млрд руб.

Часть этих денег точно отправится законтрактованным зарубежным пиар-компаниям. В отличие от США, где с 1938 года существует закон об иностранном лоббизме, раскрытие своих зарубежных клиентов в странах ЕС остается делом исключительно добровольным. Известно, что ранее в контрактах с Россией участвовали и другие западные компании — Ketchum Inc, которая в свое время занималась организацией саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 году, и G Plus, которая лоббировала интересы проекта «Северный поток» и занималась продвижением имиджа Дмитрия Медведева на Западе, когда он был кандидатом в президенты.