Призрак финансового кризиса буквально витал на Охотном Ряду. Хотя очередей в банкоматы, в отличие от 1998 года, в Думе не наблюдалось, вероятный банковский крах стал главной темой обсуждения в кулуарах.
Один из депутатов, которого вполне можно отнести к крупным российским предпринимателям, на условиях анонимности и вовсе посоветовал скорее снимать деньги с банковских депозитов.
«Счет идет на часы», — пугал он. Ему вторили и некоторые другие народные избранники, но тоже исключительно в неофициальных разговорах.
В 12.00, по первоначальным планам, в Госдуме должен был выступить министр финансов Алексей Кудрин. Он мог бы что-то объяснить и успокоить больше, но еще накануне выяснилось, что совет Думы перенес правительственный час на более позднюю дату по причине «командировки Кудрина» в Ижевск.
При этом ни в какую командировку министр финансов не отправился и был замечен вчера на экстренном совещании правительства, а сегодня утром дал несколько интервью телеканалам. Такой поворот событий уже не вселял оптимизма.
Министр финансов как будто бы не хотел общаться с народными избранниками. Ситуация на рынках и впрямь не сулила ничего хорошего. Корреспондент «Газеты.Ru» обратился к депутатам за официальным разъяснением ситуации. Но в официальной беседе депутаты преображались в оплот спокойствия. Некоторые, как заслуженный мастер спорта России, вице-спикер палаты от «Единой России» Светлана Журова, просто немного слышали о закрытии бирж или проблемах отдельных банков и потому не разделяли паники. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский также заявил «Газете.Ru», что никакого кризиса нет, и посоветовал забыть это слово. «Это лихорадит Америку, это кризис любой банковской систему, основанной на частном капитале, на длительных кредитах. Нас это лишь чуть-чуть коснулось», — радовался, но не убеждал лидер ЛДПР.
Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов («Единая Россия») и вовсе уверил «Газету.Ru» в том, кризис не в России, а на Западе: «Есть вещи, связанные с мировым финансовым кризисом, которые не могут не сказываться на финансовой системе в России, но надо просто аккуратно подходить к словам. Если в США мы видим яркие проявления действительно финансового кризиса, когда банкротом становятся крупные компании, то у нас таких сигналов нет». Ему хотелось верить.
Ответ мог знать член Национального банковского совета депутат Павел Медведев. Но он в отличие от руководства Думы не был оптимистом. «Правительство и Центробанк пытаются вмешиваться, но пока неуспешно: остановлены торги на биржах. Причем не на час, а бессрочно, по решению ФСФР. Это очень тревожно», — пояснил депутат «Газете.Ru».
«Те люди, которые не играют на бирже, может, никогда и не узнают о ситуации, если не прочитают о ней в газете. В краткосрочной перспективе на простых гражданах финансовые проблемы пока точно не отражаются. В принципе, может случиться следующее: пострадают банки, и они прекратят проводить платежи своих клиентов, как это было в 1992-м или в конце 1998-го.
Если кризис продолжится и сильно затронет банки (а уже два банка заявили о том, что пострадали), тогда принципиально может развалиться банковская система и наступит конец света», — заключил он.
Свое, коммунистическое видение кризиса было у члена КПРФ Николая Харитонова. «Я бы не сказал, что в России разразился финансовый кризис», — отметил первый заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам. «Пока об этом говорить рано. Я думаю, что финансовый кризис могут ощутить на себе люди, когда пойдут покупать хлеб, молоко, картошку и многое другое, что необходимо. И когда это станет труднодоступным, тогда будет кризис. Пока кризиса в России нет», — полагал депутат. «Газету.Ru» Харитонов уверил, что у него нет сбережений в большом объеме: «Я был и остаюсь с обманутым народом!» — а потому никак на себе кризис не ощущает и к нему не готовился.
Другой коммунист Борис Кашин назвал опасность непродуманных и импульсивных действий российского правительства в связи с биржевым кризисом «совершенно реальной».
В отсутствие Кудрина в Госдуме журналистам встретилась заместитель главы Минэкономразвития Анна Попова. Она пришла совсем по-другому поводу, но была вынуждена отвечать про кризис. Замминистра заметила, что «ситуация непростая», однако она не видит серьезных угроз для России с точки зрения макроэкономической стабильности. «Правительство принимает ряд мер», — туманно пояснила она.
Наконец под занавес заседания Госдума приняла протокольное поручение, которое внесла член комитета по экономической политике Наталья Ермакова («Единая Россия»). В этой связи Ермакова просила комитет по финансовому рынку Госдумы запросить в соответствующих органах госвласти информацию о том, какие меры предпринимаются для обеспечения устойчивости российской системы ипотечного кредитования, а также для обеспечения безопасности активов России, вложенных в иностранные ценные бумаги. «Кризис на американском ипотечном рынке создает угрозу возникновения существенных макроэкономических и геополитических рисков для большинства членов мирового сообщества», — говорилось в тексте этого документа. Депутат предупредила, что российская ипотечная система, выстроенная с учетом опыта ведущих стран Запада, чувствительна к изменениям мировой экономической конъюнктуры.