Шпала-изгой

Россия и КНДР наконец подписали договор о железной дороге, связывающей два государства

Ксения Солянская 24.04.2008, 20:43

Россия и Северная Корея заключили, наконец, соглашение об обновлении железнодорожного пути между двумя странами. Таким образом проект, о котором говорили последние 7 лет и который, как считают в Москве, обещает России многомиллионные транзитные прибыли, вступил в фазу реализации.

Россия и Северная Корея договорились в четверг начать реконструкцию дальневосточного железнодорожного пути, связывающего две страны. Речь идет об участке Хасан--Раджин протяженностью 54 км, который был разрушен еще в 50-е годы прошлого века.

Этой сделки, которая может принести России крупные транзитные доходы, если отношения между двумя корейскими государствами в ближайшем будущем не испортятся, ждали целых 7 лет.

Подписанное соглашение, по которому будет создано совместное предприятие на базе российской компании «Торговый дом РЖД» и северокорейского порта Раджин, должно способствовать привлечению инвестиций в проект «Хасан--Раджин». Эта программа подразумает не только реконструкцию 52-километрового участка железной дороги Туманган--Раджин, но и строительство нового контейнерного терминала в порту Раджин.

СП создается сроком на 49 лет, и большая часть его капитала (70%) будут принадлежать российской стороне, говорится в официальном коммюнике Российских железных дорог. Во сколько оценивается сам проект и каковы точно затраты на его осуществление, агентству Reuters в РЖД отвечать отказались.

Однако в официальном сообщении признается, что для окупаемости проекта России и КНДР понадобится наладить беспрепятственный пропуск грузов через госграницу. Заниматься этими вопросами будет специально созданный Консультативный комитет.

«Мы шли к этому моменту 7 лет и сегодня поставили точку в подготовительных мероприятиях. Уверен, что подписанные сегодня соглашение и договор послужат укреплению экономических связей между Россией и КНДР, КНДР и Республикой Корея, а также другими странами в этом регионе», — отметил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, подписывавший сделку вместе с северокорейским министром железных дорог Ким Ен Самом.

Договоренности об обновлении железнодорожного пути между Россией и КНДР достигли еще в 2001 году при личной встрече президента России Владимира Путина и северокорейского лидера Ким Чен Ира. Однако последние 7 лет переговоры по этому вопросу из вялотекущей стадии никак не выбирались. Только в марте этого года в КНДР и Южную Корею отправилась делегация РЖД во главе с вице-президентом компании Алексеем Мерсияновым. Тогда стороны в общих очертаниях определили условия создания СП в особой экономической зоне «Расон» и договорились о передаче под его нужды земельных участков и некоторых объектов инфраструктуры на линии Туманган–Раджин.

Однако эта сделка может оказаться не такой выгодной, как кажется на первый взгляд. Напомним, что Северная Корея является одной из самых закрытых от внешнего мира стран.

Летом 2003 года КНДР и Южная Корея впервые за последние полвека заявили о совместном желании проложить железнодорожный путь через разделяющую их демилитаризованную зону (ДМЗ). Однако работы по состыковке рельс за пределами ДМЗ так и не были завершены. В свою очередь, российская сторона возлагала немалые надежы на Транскорейскую магистраль еще в 2002 году, когда Владимир Путин впервые заявил о необходимости соеднить эту дорогу с Транссибирской магистралью. По словам российского президента, регулярное железнодорожное сообщение между Севером и Югом Кореи должно было стать первым шагом к реализации проекта создания транзитного маршрута из Восточной Азии в Европу по Транскорейской и Транссибирской магистралям.

Руководитель корейского народа товарищ Ким Чен Ир, который довольно редко покидает пределы своей страны, успел прославиться своими поездками в Россию. Летом 2001 года Ким Чен Ир, преодолев более 9 тысяч километров, прибыл в Москву на бронированном поезде, состоящем из 21 вагона. Впереди состава шли еще два локомотива, которые должны были проверить, не заминирована ли где-нибудь дорога. То, что творилось в день прииезда состава на вокзал в столице, пересказать практически невозможно: центр Москвы был парализован из-за перекрытия улиц, около двух десятков электричек, следовавших от Ярославского вокзала, было отменено, а около 50 поездов были вынуждены изменить график движения.