До последнего времени окончательное лидерство Дмитрия Медведева в гонке преемников не предвещали ни социологические опросы, ни внимание СМИ к его персоне. Россияне только в начале года расценивали первого вице-премьера, отвечающего за национальные проекты, как наиболее достойную фигуру. В январе, феврале и марте 2007 года за Медведева были готовы проголосовать 31–33% россиян от числа собирающихся участвовать в голосовании. Показатели первого вице-премьера Сергея Иванова держались около 25%.
В апреле расстановка сил поменялась, и с лета первые вице-премьеры шли вровень, по очереди опережая друг друга на 1–4%.
Серьезно повлиял на гонку Иванова и Медведева новый премьер-министр Виктор Зубков. В сентябре, когда его только назначили, за него были готовы проголосовать 4%. Тогда лидировал Иванов с 34%, а Медведев мог рассчитывать на 30% голосов. В октябре популярность нового главы правительства, который сразу же не исключил своего участия в президентских выборах, стремительно выросла. В октябре в качестве президента его хотели видеть уже 19% избирателей. Иванов и Медведев поддержку потеряли, получив 25 и 26% соответственно. В ноябре Зубков получил еще 1% поддержки (20%), Иванов сохранил за собой четверть голосов россиян, а за Медведева были готовы проголосовать 24%.
Такая динамика прослеживается по исследованиям, которые каждый месяц проводил Аналитический центр Юрия Левады. В таких опросах принимали участи по 1,6 тыс. человек из 46 регионов России.
Случись второй тур, победу мог бы праздновать Сергей Иванов: в ноябре он набрал бы 53%, а его конкурент — 47% голосов. Надо отметить, что Зубков, который серьезно понизил привлекательность первых вице-премьеров, во втором туре не смог бы обойти ни Иванова, ни Медведева. В ноябре за каждого из них проголосовали бы по 57% россиян, а за Зубкова — 43%.
Что касается рейтинга доверия нынешнего кандидата Путина, то в последние недели ноября преимущество Медведева стало более заметным.
Так, 17% россиян заявили, что доверяют первому вице-премьеру, и он занял второе место после президента Владимира Путина (58–57%). Показатель Иванова за это время составлял 12–14%, а Зубкова — 10 и 7%. Такие данные были получены в ходе опросов, которые каждую неделю проводит Всероссийский центр изучения общественного мнения. В исследованиях принимают участие 1,6 тыс. человек из 153 населенных пунктов в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
В сравнении со своими конкурентами Медведева считали наиболее умным и симпатичным. Так, 15% считают куратора нацпроектов приятным и симпатичным. Всего 3% согласились с такой характеристикой в отношении Зубкова, и 9% – в отношении Иванова. А 13% россиян выделили в нем талант и ум. У Иванова по этому показателю 11%, а у Зубкова – 5%. Такие данные были получены в ходе опроса, проведенного «Левада-центром» 5–10 октября 2007 года среди 1,6 тыс. россиян. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.
Надо отметить, что россияне скорее положительно относятся к операции «преемник». Так, по исследованию «Левада-центра», которое проводилось 23–26 ноября, 43% россиян считают законным способ, если Путин назовет претендента, а страна за него проголосует. 29% оценивают такую передачу власти как незаконную, и 28% затруднились дать оценку.
СМИ после появления Зубкова в качестве возможного преемника Путина также Медведева особым вниманием не баловали. О нем рассказывали существенно меньше, чем об Иванове и Зубкове. По данным исследования компании «Медиалогия», в ноябре премьер-министр упоминался в 8016 сообщениях, Иванов в 3871 новости, а Медведев — только в 2701. При этом, если смотреть по динамике этих сообщений, то Иванова и Зубкова в некоторые дни упоминали равное количество раз в СМИ, а Медведеву ни разу не удалось ни сравняться с ними, ни, тем более, опередить. В выпуски новостных и информационно-аналитических программ Первого канала, «России», ТВ-Центр, НТВ, РЕН ТВ, Пятого канала, ответственный за нацпроекты также упоминался гораздо реже своих коллег. О премьер-министре сообщалось 356 раз, Иванов присутствовал в 185 сюжетах, а Медведев – в 135.