Учёные признались, что им удалось клонировать макаку

Слухи о том, что учёным удалось клонировать эмбрионы примата, появившиеся в средствах массовой информации в начале недели, подтвердились. Учёные под руководством Шухрата Миталипова, работающего Орегонском университете здоровья и науки, признались, что им удалось клонировать эмбрионы макаки-резус.

Эмбриональные стволовые клетки могут дифференцироваться в клетки почти любой ткани, поэтому их получение крайне важно для медицины: их можно пересадить пациенту, взяв его собственную ДНК, и эта пересадка не вызовет отторжения иммунной системой.

По мнению экспертов, которые приводит Nature, в online-версии предварительных публикаций которого в среду появилась статья Миталипова и его коллег, их достижение – крупнейший успех в области клонирования с момента создания овечки Долли в 1997 году. Три года назад корейский специалист Хван У Сук утверждал, что ему удалось клонировать человеческий эмбрион, однако эти заявления закончились грандиозным скандалом: выяснилось, что результаты были подделаны.

В данном случае всё гораздо серьёзнее – статья, появившаяся в online early, тем не менее, прошла полноценный процесс рецензирования. Кроме того, её сопровождает публикация независимой австралийской группы из Монашского университета в Мельбурне, подтверждающие, что представленные эмбриональные клетки получены путём клонирования.

По словам Роберта Ланцы из Advanced Cell Technology, клонировать эмбриона примата – «всё равно что преодолеть звуковой барьер» в этой области науки.

Попытки клонировать макаку не удавались группе Миталипова в течение почти десятка лет, на них ушли 15 тысяч яйцеклеток примата. После того, как корейские результаты оказались подделкой, орегонские исследователи решили переключить своё внимание с репродуктивного клонирования на клонирование стволовых клеток; прежнюю задачу они посчитали слишком сложной.

По словам самого Миталипова, секрет успеха – необычный метод удаления ДНК из яйцеклетки. Стандартно исследователи используют специальный краситель, позволяющий найти молекулу под микроскопом при освещении её ультрафиолетовым светом. Тем не менее, исследователи решили, что и свет, и маркер повреждают клетку. Вместо этого они воспользовались специальным аппаратом, который называется Oosight и позволяет в деталях увидеть структуру яйцеклетку и облегчает удаление ДНК.

Около года назад исследователям показалось, что они достигли успеха: внедрение ДНК клетки кожи обезьяны в обезьянью яйцеклетку позволило создать эмбрион, который, как казалось поначалу, вёл себя, как стволовая клетка. Однако через неделю клетки этого «стволового эмбриона» начали бесконтрольно дифференцироваться, потеряв свой «стволовой» статус. Тем не менее, к январю текущего года у них вывелась другая линия клеток, сохранившая все свойства эмбриональных стволовых клеток. Через несколько месяцев удалось создать ещё одну. Собственно, эти две линии и представляют собой успех Шухрата Миталипова и его коллег. На их создание было потрачено 304 яйцеклетки, так что доля успешных экспериментов по-прежнему ниже 1%.

Что касается репродуктивного клонирования обезьян, то до него, по словам руководителя успешной научной группы, ещё очень далеко. Он рассказал, что в апреле команда попыталась пересадить 77 эмбрионов в возрасте от 2 до 5 дней десятку суррогатных матерей. Однако ни одна из искусственных беременностей не закончилась рождением обезьяны. Одной из причин этого может быть то обстоятельство, что развитие плода и матери должны быть очень хорошо синхронизированы. И поскольку трудно точно выбрать самку, находящуюся на подходящей стадии своего женского цикла, вероятность успеха очень мала. В распоряжении Миталипова и его коллег – около трёх-четырёх десятков обезьян.

В ЕС и НАТО разрабатывают план защиты критически важной инфраструктуры