Минфин хочет законодательно ограничить наличные платежи в России. «У нас доля наличных денег составляет 25% от общей денежной массы. Этот показатель в развивающихся странах — около 15%, а в развитых — 7—10%», — отметил глава Минфина Анатолий Силуанов, выступая на Гайдаровском форуме. Неконтролируемая наличность приводит к росту теневой экономики. Теневой сектор составляет порядка 30% ВВП, напомнил Силуанов.
«Если бы все покупки крупные, все зарплаты перевести в безналичную форму», можно увеличить и налоговые поступления, добавил министр.
Работа в направлении ограничения наличных платежей уже идет, пояснили «Газете.Ru» в Минфине. Создан межведомственный совет с участием представителей банковского сообщества, который разрабатывает меры, направленные на оптимизацию платежного оборота на территории России. «Среди прочих вопросов совет рассматривает проекты законодательных актов по вопросам стимулирования роста доли безналичных платежей, а также сокращению теневого оборота денежных средств в российской экономике», — сообщили в Минфине.
Банкиры и представители платежных систем уже не раз заявляли о необходимости сократить долю наличных расчетов в России. В частности, председатель ассоциации региональных банков «Россия», зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков еще в 2006 году предлагал обязать торговые точки устанавливать терминалы и принимать карточки. Но инициатива Госдумой так и не была поддержана. Позже к этой теме вернулись при обсуждении законопроекта о национальной платежной системе, который находится на рассмотрении в Госдуме.
Идею сокращения оборота наличности активно продвигает глава Сбербанка Герман Греф. Летом прошлого года он обратился к премьеру Владимиру Путину с письмом, где объяснил, что большой объем наличных операций затрудняет работу банков и препятствует превращению России в международный финансовый центр. Сейчас объем наличной денежной массы в России составляет 11,9% ВВП, тогда как в США — 6,6%, а в Мексике и Бразилии еще меньше — 5,3 и 4,2% соответственно. По мнению банкира, необходимо выплачивать все зарплаты, пенсии и пособия в безналичной форме, а все крупные торгово-сервисные предприятия заставить принимать к оплате банковские карты.
Такие меры, отметил Греф, приведут к снижению издержек экономики, позволят направить освободившиеся средства на развитие, сделают движение денег более прозрачным.
Законодательное сокращение наличных расчетов возможно, говорят юристы. Многое в этом направлении уже сделано. «Гражданский кодекс устанавливает, что наличные расчеты между юридическими лицами ограничиваются. Банк России ранее уже установил предельно допустимую сумму для них — 100 тысяч рублей», — поясняет партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Для физических лиц также можно прописать ограничения по суммам и порядку сделки. Скорее всего, под них попадет покупка недвижимости, автомобилей и предметов роскоши, полагает управляющий партнер юридической компании «Фокин и партнеры» Владимир Фокин.
Но экономика должна дозреть до такого решения. «Жестко, однако, высказался Минфин. Это выглядит как призыв насильственно сократить наличные расчеты. Ограничивать гражданина в форме расчетов нельзя», — уверен финансовый омбудсмен, депутат Павел Медведев.
Есть ряд объективных факторов, которые будут мешать распространению безналичных платежей, даже если их введут в административном порядке. Во-первых, это неразвитая инфраструктура, напоминает аналитик банка «Хоум Кредит» Станислав Дужинский. Особенно это актуально для регионов. Обеспеченность банковскими услугами, по данным ЦБ, находится на приемлемом уровне только в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
Переходу на безналичную систему расчетов мешает и низкая финансовая грамотность существенной части россиян. По данным совместного исследования, проведенного «Хоум Кредит» и Национальной ассоциацией финансовых исследований в октябре 2011 года, пластиковые карты когда-либо использовали только 40% респондентов, у 89% из них карта была оформлена либо работодателем, либо учебным учреждением.
Чтобы сократить долю наличных в денежном обороте, надо устанавливать терминалы для приема пластиковых карт, снижать комиссии за эквайринг (услуга банка — посредника между торговой точкой и ее банком. — «Газета.Ru») и как-то поощрять граждан, которые расплачиваются картами, признает Аксаков. «Надо сделать так, чтобы и гражданам, и предпринимателям было выгодно рассчитываться в безналичном порядке, — соглашается председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. —
Сейчас предпринимателям выгоднее принимать наличные платежи, ведь траты на обработку платежа составляют максимум 1,5%, а на обработку безнала как минимум 2%».
Ни в одной развитой стране законодатели не заставляли граждан в обязательном порядке рассчитываться картами, говорят эксперты. «На Западе культура использования розничных банковских услуг формировалась веками. А современной банковской системе России чуть больше 20 лет, и для достижения аналогичной степени проникновения банковских услуг, в том числе безналичных расчетов, требуется время», — говорит Дужинский.