РЖД отказались строить высокоскоростную магистраль (ВСМ) из Москвы в Сочи. Здесь будут курсировать скоростные поезда (200 км/час). Вместо этого ВСМ пойдет в Екатеринбург (через Владимир, Нижний Новгород и Казань с ответвлением на Самару), а также будет построена еще одна ветка в Санкт-Петербург. Магистрали должны быть готовы к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Согласно российской заявке, первенство планеты могут принять 13 российских городов: Москва, Калининград, Санкт-Петербург, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск, Ярославль, Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи, Екатеринбург.
Высокоскоростную магистраль на Сочи решили не строить, изучив пассажиропоток, пояснил «Газете.Ru» источник, знакомый с проектом. «В сравнении с направлениями Москва — Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новогород, Москва — Казань трафик на Сочи после Олимпиады существенно снизится. Даже летом он не будет большим: обеспеченный российский турист в Сочи не поедет отдыхать, а бюджетник предпочтет обычный поезд из экономии», — говорит источник.
Ориентировочно, строительство километра пути ВСМ составит от 14 млн до 22 млн евро, но на отдельных участках цена может быть и выше — в зависимости от рельефа местности и других условий,
сообщил в пятницу генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» («дочка» РЖД) Денис Муратов. Всего строительство скоростных магистралей, необходимых для проведения в России чемпионата мира по футболу, обойдется бюджету в 50 млрд евро. Как пояснили «Газете.Ru» в «Скоростных магистралях», протяженность трассы в направлении Урала через Поволжье составит 3 тыс. км, ВСМ из Москвы в
Санкт-Петербург — 660 км. Время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом составит 2,5 часа, максимальная скорость движения — до 400 км/ч. Стоимость петербургской трассы может составить примерно 10—15 млрд евро.
Эти расходы не учитывают выкуп земли под магистраль у частных владельцев — на это нужно еще 50 млрд рублей. Дополнительных расходов потребует и строительство вокзальных комплексов.
Строительство ВСМ планируется начать в 2013 году, а в 2017-м завершить. «Строительство сети ВСМ позволит обеспечить высокую мобильность безопасным, удобным, не зависящим от погодных условий транспортом участников и зрителей футбольных матчей финальных турниров чемпионата мира по футболу», — заявляют в «Скоростных магистралях».
Сейчас заканчивается разработка так называемого контракта жизненного цикла (КЖЦ), который будет предложен партнерам, проявившим интерес к строительству ВСМ. Это новая для России форма концессионного соглашения. Выбранный по конкурсу подрядчик должен будет обеспечить проектирование, строительство, финансирование и содержание в течение всего жизненного цикла (порядка 30 лет) объектов инфраструктуры, входящих в ВСМ. А заказчик в лице государства обязуется оплатить услуги, оказываемые по данному контракту, периодическими платежами в течение этого срока. По мнению Муратова,
государство может оплатить до 70% стоимости проекта, остальное возьмут на себя частные инвесторы.
Формат КЖЦ выгоден концессионеру, считает Евгений Глумов, менеджер проектов. практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы Vegas Lex, выступившей консультантом проекта. «Строить магистраль концессионер будет на заемные средства, а банк закладывает риски снижения трафика на магистрали в процентную ставку. Если же государство гарантирует стабильные платежи концессионеру вне зависимости от плотности движения на трассе, то кредит можно получить под более низкий процент». Финансирование будут предоставлять крупные международные финансовые институты, сообщил Муратов. В России, по его словам, проектом интересуются ВЭБ, Сбербанк и ВТБ.
Концессионеров стоит искать среди европейских профильных концернов, имеющих опыт строительства ВСМ в Европе, добавляет Глумов.
В России никто не умеет строить ВСМ.
«Не исключено, что в тендере примут участие и китайские инвесторы. В Китае даже часть грузоперевозок осуществляется по скоростным магистралям, чего нет нигде в мире», — говорит эксперт.
Целесообразность строительства столь дорогих объектов сама по себе вызывает сомнения, говорит партнер компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
«Мы потратим десятки миллиардов долларов, тогда как у нас имеется множество других насущных инфраструктурных проектов, которые действительно необходимо построить»,
— говорит Николаев. Строительство ВСМ во всем мире не окупается до конца, признает Глумов. «Но при сооружении таких высокоскоростных магистралей, как Мадрид — Лиссабон и Амстердам — Брюссель, власти не рассчитывают окупить проект, но ожидают значительного косвенного эффекта от ускоренного развития региональной экономики, создания новых рабочих мест, привлечения передовых технологий», — говорит он.