«Мы можем спасти капитализм, только обновив его и сделав более моральным», ― сказал президент Франции Никола Саркози, выступая на Международном экономическом форуме в Давосе. В своей речи он одобрил предложения американского президента Барака Обамы по ограничению банковского бизнеса, подчеркнув, что странам «большой двадцатки» необходимо прийти к консенсусу, пишет The Washigton Post.
Накануне форума Обама выдвинул законопроект, вызвавших жаркие дискуссии в Давосе. Согласно предложениям президента США, необходимо ограничить возможности банковского бизнеса торговать ценными бумагами за счет собственных средств, а также запретить приобретать, спонсировать или вкладывать средства в хедж-фонды и фонды частных инвестиций. Еще одно предложение Обамы, высказанное в начале января, касалось введения специального налога на банки ― сбора в размере 0,15% с долговых обязательств (за исключением депозитов и обязательств перед акционерами). О введении 50-процентного налога на бонус, чей размер превышает установленную сумму, ранее высказывались власти Великобритании, Франции и Германии.
«Имеющиеся предложения в целом движутся в верном направлении. Но их недостаточно»,
— сказал Рубини, добавив, что необходимо вернуться к практике разделения банковского бизнеса на собственно банковский и инвестиционный. Это разделение было введено после Великой депрессии, его отменил в 1999 году Билл Клинтон. Инициативу Обамы обуздать аппетиты крупных банков поддержал и инвестор-миллиардер Джордж Сорос. Правда, по его словам, эти меры пока преждевременны: «Такое развитие событий слишком быстро, поскольку банки еще не выпутались из своих проблем», ― пишет The New York Times.
Подобное закручивание гаек ― это популизм, возражают банкиры. «Это происходит в США, это происходит в Великобритании, это происходит в некоторых частях Европы. Это не удивительно, поскольку все эти вопросы вызывают много эмоций и люди хотят увидеть, что принимаются какие- то меры», ― сказал Дэннис Нолли из PricewaterhouseCoopers. По его словам, будет
«несчастье, если предстоящие регуляторные реформы будут основаны на популистском посыле».
Максимальный ущерб такое разделение банков принесет именно тем банкам, которые пережили кризис собственными ресурсами, цитирует Reuters президента британского банка Barclays Роберт Даймонд. «Я не нахожу подтверждений того, что уменьшение банков ― это ответ. Если уступить и сказать, что слишком большие банки, это окажет плохоe влияние на мировую торговлю и экономику», ― добавил Даймонд. Попытка ограничить размер банков, возможно, не является решением проблем: вместо банков, «слишком крупных для краха», сложится ситуация «слишком много банков для краха», что потребует спасения целого ряда институтов, если они одновременно недооценят одни и те же риски, приводит MarketWatch слова профессора финансов Чикагского университета Рагхурама Раджана.
Ужесточение регулирования может помешать и без того слабому и медленному восстановлению экономики, предупреждают банкиры.
Такая острая реакция регуляторов и политиков на банковский кризис может стать тяжелым грузом для экономического роста, цитирует The Wall Street Journal одного из основателей частной инвестиционной компании Carlyle Group Дэвида Рубинштейна. По его словам, идея того, что жесткое регулирование позволит избежать финансовых кризисов в будущем, ― иллюзия: «Мы не сможем исключить «пузырей активов». Таким образом, властям лучше сосредоточиться на улучшении контроля финансового сектора и проведении согласованных действий. «Мы живем в глобальном финансовом рынке, и необходимо определенное пространство для маневра. Разные надзорные режимы были бы непродуктивны», ― заявил гендиректор Deutsche Bank Йозеф Аккерман. «Единственное, о чем я прошу, ― чтобы регулирование было скоординировано крупнейшими экономиками мира», ― согласился Даймонд.
Весь вопрос в том, смогут ли банкиры и регуляторы услышать друг друга. Так, Сорос предупредил, что сейчас, когда финансовый кризис уже позади, у банков появилось желание продолжать работать в том же духе, что и до кризиса. Многое будет зависеть от регуляторов, чтобы не допустить подобного.
Однако регулирование, как и рынки, никогда не будет совершенным.
«Необходимо сохранить регулирование на минимуме, потому что оно хуже рынков, но вы не сможете без него», ― подчеркнул Сорос.