Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Крамаров, Юматов и другие: кого не взяли в «Белое солнце пустыни»

Трагедии и паника: как снимали «Белое солнце пустыни»

Фильм «Белое солнце пустыни», ставший одним из памятников советского кинематографа, вышел на экраны 30 марта 1970 года, однако его съемкам и выходу в прокат мешало множество обстоятельств, а окончательное решение о судьбе картины принял лично генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. «Газета.Ru» рассказывает, как проходил отбор актеров на главные роли и кто мог сыграть героев, чьи образы и цитаты стали культовыми для нескольких поколений отечественных зрителей.

Путь к зрителю одного из главных фильмов для понимания советской культуры «Белое солнце пустыни» оказался более чем тернист — худсовет требовал вносить правки в сценарий, на съемках погиб один из каскадеров, а техническое оснащение съемочной группы было крайне скудным, так как основные ресурсы кинематографа СССР в тот момент были задействованы на съемках военной эпопеи «Освобождение».

Проблемы возникали и на стадии подбора актеров, который начался в январе 1968 года. Из всех кто, пробовался на главную роль красноармейца Федора Сухова, режиссер Владимир Мотыль отобрал двух претендентов — Анатолия Кузнецова и Георгия Юматова, сделавшего себе имя еще в 1950-х годах. И если Кузнецов, испытывавший пресыщенность от «положительных» ролей, сначала скептически отнесся к предложению принять участие в съемках, то для Юматова «Белое солнце пустыни» могло стать возвращением в большое кино.

Мотыль всерьез склонялся к выбору в пользу Юматова, с которым они много работали перед началом съемок. По словам постановщика, тот часто принимал деятельное участие в работе над фильмом. Так, в ходе обсуждения сцены пленения Сухова именно Юматов предложил драматургическое решение, которое могло показать, каким образом его герою удалось выбраться от врагов.

«Мы ломали голову, и я сказал Георгию: «Вот как?». Георгий, смекнув несколько секунд, говорит: «Дай мне свои часы». Он их надел на руку и дальше сказал все точно: «Этот бандит не может не быть падким на часы». Мы сами становимся участниками мизансцены, которую Жора решил нам продемонстрировать. Он снимает эти часы, кричит: «Лови». Бросает условному бандиту, носком бьет по руке, и часы вылетают. Он падает и говорит: «Я снизу их всех расстреляю». Эта мизансцена, конечно, дорого стоит», — рассказывал он.

Юматов был уже утвержден на роль, однако в ночь перед первой съемкой произошло событие, поставившее крест на его участии в фильме.

«Для Юматова это была трагедия... Были похороны, поминки какого-то человека, которого знал, видимо, Юматов, и там случилась драка. Сейчас я понимаю, что Юматов с его чувством справедливости, с его мужеством, когда завязалась драка, ввязался. Я уверен, что он как боец одолел бы любого противника, если бы это был один, но на него навалились, вероятно, несколько человек. Его лицо было сплошь в кровоподтеках, в опухоли», — вспоминал Мотыль о тех событиях.

По его словам, ждать выписки актера из больницы и возвращения в форму означало отложить съемки фильма на месяц, чего его команда никак не могла себе позволить в условиях скромного бюджета и пристального внимания со стороны комитета кинематографии. Поэтому режиссер дал телеграмму Кузнецову в Москву, и роль Сухова досталась ему.

Трудности возникли и с исполнителем роли Павла Верещагина.

«В съемочной группе «Белое солнце пустыни» царила паника. Кончилось лето, а поиски исполнителя на роль Верещагина безбожно затягивались», — говорил постановщик фильма.

Специально для этой роли у Мотыля был на примете Павел Луспекаев, однако в начале 1960-х у актера обострилась болезнь ног и ему пришлось ампутировать пальцы на ступнях. Однако после провала на пробах всех претендентов режиссер все же решился предложить ему роль. К тому моменту актер прошел курс лечения и чувствовал себя значительно лучше.

«Первое, что меня удивило — Луспекаев был на ногах! Если мне не изменяет память, двери он открыл сам. Никаких костылей. Только в руке палка. И с ходу разговоры — о роли, о сценарии, который он уже прочитал. Я тогда пообещал, что часть сцен на баркасе мы перенесем в павильон, чтобы ему не мучиться в штормовую качку. Однако Луспекаев с этим не согласился», — делился Мотыль впечатлениями от встречи с ним.

Актер считал, что его герой должен предстать перед зрителями сильным и здоровым, и наотрез отказывался от любых «послаблений по здоровью».

«Я сыграю то, что ты придумал. А инвалида успею в другой какой-нибудь картине», — отвечал он на подобные предложения постановщика.

Непросто проходил также отбор актера, который должен был сыграть Петруху. Из сценария была не до конца понятна природа персонажа, и на эту роль пробовались как актеры трагического жанра, так и звезды комедий. В частности, для участия в пробах в Ленинград приехал Савелий Крамаров, однако через две недели после этого Мотыль обратил внимание на актера Николая Годовикова, который сыграл в небольшом эпизоде его предыдущего фильма. Это стало первой крупной ролью для начинающего актера.

Поначалу не хотела сниматься в фильме и Галина Лучай, исполнившая роль Катерины Матвеевны. До знакомства с ней Мотыль отсмотрел два десятка профессиональных актрис и жительниц деревень в окрестностях Ленинграда, однако, только увидев Лучай в монтажной комнате «Ленфильма», он сделал окончательный выбор.

«Сниматься не буду. У меня телевизионные циклы, очерки, к тому же ребенок грудной и муж вдобавок», — сказала она.

Лучай не имела опыта съемок в кино и работала редактором в «Останкино». Но путем уговоров и обещаний режиссеру удалось убедить ее сыграть бессловесную, но знаковую для фильма роль.

Однако даже после того, как актерский ансамбль был укомплектован, съемочную группу продолжали преследовать проблемы — от нехватки технического оборудования, большая часть которого была задействована на съемках военной эпопеи «Освобождение», до обвинений режиссера в профнепригодности и отказа директора «Мосфильма» принимать готовый фильм.

Судьбу картины, как это не раз бывало в СССР, решил глава государства. Будучи большим поклонником вестернов, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев дал высокую оценку фильму во время специального закрытого показа. После этого чинить дальнейшие препятствия выходу в широкий прокат «Белого солнца пустыни» было уже невозможно, и 30 марта 1970 года фильм вышел на экраны, став одним из самых популярных и знаковых киноработ своего времени.

Новости и материалы
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
Все новости