Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Кругом царила халтура»: как Станиславский работал в СССР

Как Станиславский спас МХТ после первого провала в СССР

Основатель Московского Художественного театра, режиссер, актер и теоретик сценического мастерства Константин Станиславский умер 81 год назад — 7 августа 1938 года. Он был одним из немногих дореволюционных деятелей культуры, кто остался в России после революции и продолжил работать при советской власти, завоевав признание по обе стороны железного занавеса. «Газета.Ru» рассказывает о провале первой советской постановки театра Станиславского, пережив который он смог выйти на новый творческий уровень.

Летом 1919 года из-за наступления Деникина выехавшая в Харьков на гастроли группа артистов Московского Художественного театра, основанного Константином Станиславским, была отрезана от Москвы — на несколько лет вся труппа МХТ оказалась разбита пополам.

«Мы представляли из себя подобие театра, который только делал вид, что продолжал существовать. На самом деле у нас не было труппы, а осталось лишь несколько хороших артистов и подающая надежды зеленая молодежь и ученики», — писал о сложившейся ситуации сам Станиславский в своей биографии.

Подвешенное состояние мешало принять в ансамбль новых актеров — было неизвестно, как скоро смогут вернуться ветераны сцены МХТ. Ситуацию усугубляла и принципиальная позиция руководителя — «театр не нанимает, а коллекционирует свои артистов».

Между старыми и молодыми актерами постоянно вспыхивали конфликты, добиться стройности ансамбля или хотя бы общего тона игры не представлялось возможным. Столкновения внутри театра происходили на фоне ухудшения материального положения — помощь со стороны советского правительства не позволяла погрузиться ни в творческий, ни в организационный процесс.

«Необходим был заработок на стороне. Поэтому кругом царила халтура. Халтура стала законным, общепризнанным и непобедимым злом для театра. Халтура, выхватывая артистов из театра, портила спектакли, срывала репетиции, расшатывала дисциплину, давала артистам противный дешевый успех, роняя искусство и его технику», — признавался Станиславский.

Вторая проблема, которая встала в полный рост из-за необходимости искать надежный заработок, — кинематограф: съемки хорошо оплачивались, однако отвлекали от работы в театре и сбивали актеров на противную сцене манеру игры на камеру.

Еще одним способом легкого заработка стали актерские студии, кружки и школы, которые открывали повсеместно участники труппы, обещая обучить всех желающих тайнам театрального мастерства. Статус, который обретал актер, создавший свою студию и разработавший «собственную» систему преподавания, вызывал ревность у коллег, и они тоже на скорую руку пытались организовать свою небольшую сценическую мастерскую.

«Подлинно талантливые артисты не нуждались в этом, так как подрабатывали концертными выступлениями и кинематографом. Но как раз малоталантливые бросились учить. Результаты понятны», — сокрушался основатель МХТ.

От нападок со стороны властей и советской прессы, которые постоянно норовили объявить МХТ отжившим и подлежащим уничтожению, защищали народный комиссар просвещения СССР Анатолий Луначарский и директор Большого театра Елена Малиновская.

«Елена Константиновна! Певец X ходит в дырявых башмаках и рискует потерять голос, а артист У не имеет пайка и голодает», – бывало телефонировали мы ей, и она садилась в свой допотопный рыдван и ехала добывать башмаки разутому и паек голодным артистам», — рассказывал сам Станиславский.

Чтобы как-то отсрочить распад и катастрофу, артисты театра искали пьесу, которая могла бы прозвучать со сцены адекватно новому времени, а также их собственным возможностям и взглядам. Выбор пал на байроновского «Каина». Работа велась в условиях строжайшей экономии.

«Если бы я избрал живописный принцип постановки, то он потребовал бы участия большого художника, так как только подлинный мастер смог бы передать на сцене в красках преддверие Рая, Ад и небесные сферы, которые требовались по пьесе. Это оказалось нам не по средствам, и я избрал другой принцип — архитектурный. Экономия заключалась в том, что для такого замысла потребовалась бы только декорация внутренности собора, приспособленная ко всем актам и картинам», — вспоминал Станиславский.

Восхождение по лестнице должно было символизировать полет, процессия монахов со свечами «создавала подобие миллиардов звезд», ветхие фонари на палках служили аналогом гаснущих планет, а клубы дыма от кадил — облаками. Разноцветные и мерцающие окна собора изображали Луну и Солнце.

«Древо познания Добра и Зла, с висящими на нем плодами и обвившейся вокруг ствола змеей-искусительницей, наивно, пестро расписанными, как церковная живопись и скульптура средних веков; два камня по обе стороны Древа, два жертвенника — вот и вся обстановка для первого и финального актов обрядово-религиозной наивной постановки мистерии».

Однако даже столь скромную по меркам Станиславского задумку пришлось урезать и сконцентрироваться на выразительности поз, мимики и жестов артистов, а намеками на место действия служили скульптуры, расставленные по сцене.

«Мы, артисты и режиссеры, произвели колоссальную работу, во время которой я продолжал свои искания в области дикции, музыкальности стихов, верной речи и благородной ее простоты. Нам удалось добиться довольно яркой словесной чеканки и передачи философских идей. Не легко заставить слушать в театре сложные мысли глубокого содержания, выраженные в длинных периодах, требующих большого внимания зрителей», — признавался Станиславский.

Довести пьесу до конца так и не удалось — из соображений финансового характера публике она была представлена в сыром и незаконченном виде. На генеральной репетиции часть электротехнического персонала театра отказалась работать, и им пришлось срочно искать замену.

Несмотря на провал «Каина», сложности, с которыми столкнулся театр, дали Станиславскому новый материал для развития его метода, поставленного в критические условия.

«Во-первых, скульптурный принцип постановки, заставивший меня обратить внимание на движения артистов, ясно показал мне, что мы должны не только уметь хорошо, в темпе и ритме, говорить, но и должны уметь так же хорошо и в ритме двигаться», — говорил режиссер.

Вторым открытием стало преимущество скульптурного принципа постановки для исполнителей, которым «нет пользы в том, что позади висит задник кисти величайшего мастера».

К счастью, уже в следующем году удача наконец улыбнулась МХТ — в труппу удалось заполучить легендарного Михаила Чехова, который был назначен на главную роль в постановке «Ревизора». Пьеса имела большой успех у публики.

Еще через год театр наконец смог воссоединиться с «потерянной» частью ансамбля и отправиться на имевшие грандиозное признание у зарубежной публики гастроли в США и Европу. Вдохновившись успехом, в 1924 году Станиславский написал в отдельной комнате Публичной библиотеки Нью-Йорка свои мемуары «Моя жизнь в искусстве», а вернувшись в Москву, погрузился в работу с новыми силами.

Новости и материалы
Щербакова опровергла слух об отношениях с футболистом «Пари НН»
Жену Канье Уэста обвинили в неуважении японской культуры
Армия России атаковала расположение ВСУ в Очакове
Минздрав сообщил о гибели троих человек при ДТП в Благовещенске
В Пентагоне дали прогноз о расширении НАТО
Премьера Эстонии призвали к отставке из-за нехватки денег на оборону
«Боруссия» объявила об уходе чемпиона мира
Кот установил мировой рекорд по скорости катания на скейтборде среди животных
Опубликован ежедневный шифр для игры Hamster Kombat на 13 июня
МВД сообщило об итогах медосвидетельствования виновника ДТП в Благовещенске
В России могут по-новому поддержать рожающих студенток
Экс-бойцу ЧВК «Вагнер» огласили приговор за убийство малолетней девочки в Липецке
Матвиенко назвала предложение Путина единственным путем к окончанию конфликта на Украине
В офисе Зеленского отказались от нового мирного предложения России
В Германии изъяли рекордную партию кокаина в десятки тонн
Бойфренд Щербаковой прокомментировал информацию о любовном романе с фигуристкой
В Шебекино во время обстрела ВСУ рухнул подъезд жилой многоэтажки
Украина заявила об условиях относительно получения $50 млрд
Все новости