«Праздничный переполох», Эрик Толедано и Оливье Накаш (Франция)
В меру легкая французская комедия от главных на сегодняшний день представителей жанра — Эрика Толедано и Оливье Накаша. В России режиссеры в первую очередь известны своей работой шестилетней давности — «1 + 1» (или «Неприкасаемые»), которая в свое время перезапустила моду на французский кинематограф.
«Праздничный переполох» здесь происходит в процессе организации свадьбы — к надвигающимся каникулам по случаю наступления 2018 года сюжет никакого отношения не имеет. При этом картина удивительным образом пробуждает то самое новогоднее настроение, которое в детстве накатывало само собой, а с возрастом слабело и нуждалось в дополнительной стимуляции.
В центре сюжета — организатор мероприятий Макс (Жиль Леллуш). Его задача — устроить для молодой пары свадьбу в старинном замке XVIII века.
Разумеется, все идет не по плану: подчиненные бунтуют, проводка не выдерживает напряжения, мясо протухает в отключенном холодильнике, а до неприличия вредный жених то и дело высказывает свое «фи».
Несчастный Макс, который надеется после этого праздника уйти на покой (как раз в свой день рождения), носится по громадным залам и прилегающей территории и пытается сдержать надвигающуюся катастрофу.
Во всей этой суматохе прослеживается изящная зарисовка на тему современной Европы, а команда Макса предстает эдаким государством в миниатюре — со своими мигрантами, конфликтующими классами, внешними врагами и союзниками.
И хотя исход знаешь наперед (фильм не слишком отходит от привычной канвы «все идет наперекосяк, но в итоге само собой складывается как нельзя лучше»), наблюдать за героями Толеандо и Накаша — одно удовольствие. Быть может, в этот раз у режиссеров все сложится лучше, чем шесть лет назад, и картина все же получит хотя бы номинацию на «Оскар». Хотя — куда уж лучше.
«Новогодний переполох», Кирилл Папакуль (Россия)
Объявленный жанр «российская семейная комедия», в принципе, уже содержит в себе все, что нужно знать об этом фильме.
Если подробнее, то это очередная отечественная калька с расхожего сюжета о том, как большое семейство собирается вместе, потому что каждый претендует на большое наследство.
В роли предводителя безнравственных однофамильцев и владельца этого самого наследства здесь замечательный Владимир Меньшов, который, впрочем, в одиночку положение не спасает.
Вся история считывается еще на этапе просмотра трейлера или чтения анонса: в погоне за состоянием все грызутся и строят друг другу козни, однако в итоге на каждого ниспадает озарение, ценности переоцениваются, а из несуразного сброда формируется основанная на любви и уважении община.
Но в конечном итоге фильм не предлагает ничего, кроме вдалбливания банальной формулы: «Семья — это главное, а деньги — не главное».
То есть, ничего плохого в этом посыле нет, но проблема в том, что вокруг него так и не выстраивается хоть сколько-нибудь осмысленное художественное произведение. Вместо этого мы имеем никого уже не впечатляющую претензию к «западной безнравственности и бездуховности», растянутую на полтора часа.
Фильм смешит не своими комедийными элементами, а безуспешностью попытки наброситься на якобы западные ценности, главной из которых якобы является безудержное стремление к обогащению.
В общем, создателей «Новогоднего переполоха» стоить оставить в их выдуманной Вселенной, где только в России знают про семью, после чего посмотреть какую-нибудь действительно хорошую комедию. Например, «Жадность» Джонатана Линна с Майклом Джей Фоксом и Кирком Дугласом — там все равно почти про то же самое, только гораздо лучше.