Люка Дебарг
Со времен победы французского пианиста на последнем конкурсе имени Чайковского имидж лауреата и любимчика у московской публики только укрепился: в социальных сетях даже появились группы его российских поклонников (ипоклонниц), отслеживающие каждое телодвижение кумира; критика иронически поминает русского Ваню - Вэна Клайберна.
Их многое роднит – интеллигентное лицо, очки, аура беззащитности, прикрывающей великое – наверняка — будущее в профессии.
Московская публика, увидела в Дебарге противовес череде самоуверенных виртуозов — он играет с душой, а не демонстрирует чудеса техники.
Его биография – своего рода сказка про Золушку. Позднее начало занятий — лишь в 11 лет – начало занятий музыкой. Да к тому же перерыв в 15 - на бас-гитару в рок- группе. Неправильно, « как у любителя», поставленные руки». К тому же, до конкурса в Москве безвестный пианист почти не играл с оркестром. Тем не менее, выступление на втором туре, когда он играл Метнера и Равеля, привело в восторг всех.
Но в итоге – лишь четвертое место приз Ассоциации музыкальных критиков – и безумные овации публики на заключительном концерте.
Сейчас Дебаргу 27 лет, и его карьера успешна, хотя не феноменальна. Он закончил, наконец, учиться; обзавелся личным импресарио, контрактом с «Sony Classic» и двумя сольными дисками. Много гастролирует по миру, от маленьких французских городков до престижных концертных залов в столицах. На фестивале РНО Дебарг сыграет Первый фортепианный концерт Равеля; отголоски джаза, введенные композитором, совпадают с давней привязанностью Дебарга к такого рода музыке.
Он часто дает глубокомысленные интервью, рассказывая о своей внутренней музыке, которой не нужно внешнее музицирование. О недоверии к изощренной технике пальцев, которую нужно заменить «техникой слуха». И о том, что предпочитает музыкантов, которых к вершинам в искусстве медленно, но верно вел интеллект.
Плетнев, Репин и Перетятько
Ну, а главный герой фестиваля - Российский национальный оркестр (РНО) основанный в 1990 году Михаилом Плетневым, с тех пор им пестуемый и не выходящий из поля внимания меломанов всего мира. Начнется фест с сюиты из музыки к драме Доде «Арлезианка», написанной Бизе в 1872 году для спектакля в парижском театре «Водевиль». Позднее сам автор сделал концертную сюиту, а через несколько лет по его следам пошел друг Бизе — композитор Эрнест Гиро.
Но фестивальная сюита из фрагментов обеих прежних составлена Плетневым, который любит все делать сам.
Он же встанет и за пульт Российского национального оркестра.
Последний концерт - «Русалка» Даргомыжского, и ее появление в афише – во-первых, традиция фестиваля (в прежних программах непременно было концертное исполнение какой-нибудь оперы), а во-вторых, следствие особой любви Плетнева к опере девятнадцатого века.
Между этими вехами задумано многое. Например, сольный вечер звезды мировой оперы Ольги Перетятько. На самом деле, по первоначальному плану должна была исполняться одна из опер Россини, а дирижировать ею намеревался знаменитый Альберто Дзедда, патриарх итальянской оперы и специалист по россиниевским партитурам и фирменному стилю. Дзедда участвовал прежде в четырех фестивалях РНО, но скончался буквально на следующий день после объявления программы нынешнего фестиваля. Так что концерт Перетятько, которая, щеголяя колоратурами, споет арии Семирамиды, Графини де Фолвиль, Аменаиды, Фьориллы и каватину Розины (все - из разных опер композитора), - не только блеск виртуозного бельканто, но и красивые воспоминания о маэстро Дзедда.
Кроме того, состоится совместное музицирование скрипача Вадима Репина и РНО с российской премьерой скрипичного концерта современного шотландского композитора Джеймса МакМиллана. Концерт, впервые исполненный в лондонском зале «Барбикан» в 2010 году, написан специально для Репина (такой чести удостаивался, например, Мстислав Растропович, для которого композитор написал виолончельный опус). С тех пор Репин не раз играл шотландскую музыку и даже сделал ее запись. Экспрессивный концерт, в котором названия частей отсылают к песням и танцам, написан МакМилланом в память о матери. В этот же вечер прозвучит Третья симфония Бетховена, прославляющая, как известно, силу духа и героизм свершений — со знаменитым, с первой ноты узнаваемым, похоронным маршем во второй части. Посвящен этот опус был, кстати, Наполеону:
Бетховен одно время восхищался как адептом свободы. Но прослышав, что Бонапарт сделал себя императором, снял посвящение.
И, наконец, важная веха фестиваля - появление Плетнева за фортепиано: пианист он, как известно, не менее завораживающий, чем дирижер. Глубокие и часто неожиданные интерпретации на этот раз коснутся Второго фортепианного концерта Сен-Санса, редко исполняемого в России. Рядом с французской музыкой прозвучит украинская: первое российское исполнение оригинальной версии (первой редакции) Третьей симфонии Бориса Лятошинского. Это сочинение появилось в середине ХХ века, — автору тогда надавали идеологических оплеух за трактовку темы войны «в духе буржуазного пацифизма».
Пришлось Лятошинскому сочинять оптимистический финал вместо уже написанного трагического. Впоследствии первую редакцию восстановили в правах — именно ее услышат в Москве.
За пульт встанет украинский дирижер Кирилл Карабиц.