Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Две равно уважаемых семьи

Канал ABC начал показ сериала «Под несчастливой звездой»

Уэйд Бригс, Лашана Линч и Стерлинг Сулейман в сериале «Под несчастливой звездой» (2017) imdb.com
Уэйд Бригс, Лашана Линч и Стерлинг Сулейман в сериале «Под несчастливой звездой» (2017)

Канал ABC начал показ сериала «Под несчастливой звездой» — новой работы создателя «Анатомии страсти» Шонды Раймс, которая в своей «Ромео и Джульеты» объединила для продолжения шекспировской драмы о несчастной любви актеров разных национальностей.

Розалина Капулетти (Лашана Линч) и Бенволио Монтекки (Уэйд Бриггс) становятся свидетелями тайного брака Ромео (Люсьен Лависконт) и Джульетты (Клара Ругард). Дальнейшие события известны: Тибальт, двоюродный брат Джульетты, убивает Меркуцио, близкого друга Ромео; тот убивает Тибальта и должен покинуть город по повелению герцога Эскала (Стерлинг Сулейман), а Джульетте суждено выйти замуж за графа Париса (Торранс Кумбс). Юные влюбленные пытаются избежать предназначенной им участи и гибнут оба.

Реклама

Но история на этом не заканчивается. Во время похорон Ромео и Джельетты на статуе, которая должна встать над могилой, обнаружено нецензурное слово, обозначающее девушку с пониженной социальной ответственностью. Капулетти обвиняют Монтекки, начинается всеобщая резня, город горит, повсюду снуют вооруженные банды. И герцог не придумывает ничего лучшего, чем организовать новый брак представителей враждующий семейств — тех самых Розалины и Бенволио. Правда, будущие муж и жена не в восторге друг от друга, но ради милой Вероны чего только не сделаешь.

На канале ABC стартовала многосерийная драма «Под несчастливой звездой» (Still Star-Crossed) — вольное продолжение пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта», в которой обитателей средневековой Вероны играет причудливая смесь черных и белых актеров.

Пресловутое «разнообразие» (diversity по-английски) — перед тем, как стать ключевым словом для киевского «Евровидения» — стало едва ли не девизом Голливуда после «Оскара-2016». На котором, напомним, в актерских номинациях вдруг — второй год подряд — не оказалось ни одного чернокожего претендента. Чтобы обеспечить это разнообразие, Американская киноакадемия в срочном порядке поменяла состав номинационных советов (по расовому и гендерному признакам), кинокомпании тоже были озабочены квотами на экранное время для актеров других рас. А различные ученые (в том числе и британские) с удовольствием подбрасывают им пищу для размышлений своими исследованиями уже вышедших фильмов и заработков актрис.

До истинного равенства от всей этой суеты путь неблизкий, и отдельные прорывы на общую ситуацию влияют слабо.

Пьеса «Гарри Поттер и Проклятое дитя» тому пример — стоило создателям спектакля взять на роль Гермионы Грейнджер чернокожую актрису (Нома Думезвени), как поклонники поттерианы нашли для выражения своих чувств такие слова, которых не было в романах Джоан Роулинг.

Писательница в итоге обвинила всех возмутившихся в расизме и защитила Думезвени от нападок, спектакль прошел с успехом и завоевал девять премий Лоуренса Оливье, но до конца пережить столь неожиданную замену Эммы Уотсон фанаты, кажется, так и не смогли.

Если бы у Шекспира в наше время были такие же поклонники, как у книг о юном волшебнике, после премьеры «Под несчастливой звездой» им пришлось бы очень и очень тяжело. Но британский классик жил давно, и, хотя его пьесы и сейчас составляют заметную часть репертуара театров всего мира, найти классическую постановку значительно сложнее, чем очередное режиссерское видение знакомого сюжета. Даже в рамках фестиваля «Золотая маска» нынешнего года было несколько спектаклей по мотивам Шекспира — например, «Строптивая» курганского Театра драмы или «Гамлет», поставленный Львом Додиным в питерском Театре Европы с Данилой Козловским в заглавной роли.

В кино ситуация схожая.

Баз Лурман 20 лет назад выдал героям «Ромео и Джульетты» пистолеты, посадил их на машины — и заставил проговаривать шекспировский текст с серьезным выражением лица. В режиссерском дебюте Рэйфа Файнса «Кориолан» (2011) сюжет пьесы также разыгрывается в современных декорациях — в условиях балканского противостояния всех против всех.

Кадр из сериала «Под несчастливой звездой» (2017) imdb.com
Кадр из сериала «Под несчастливой звездой» (2017)

Но сюжеты Шекспира недаром зовутся вечными — пистолеты вместо шпаг мало что решают, подростковый максимализм за прошедшие 400 лет стал, пожалуй, лишь более явным, а возраст согласия оказался таким, что 13-летняя Джульетта его точно не проходит. Да и чернокожие актеры в условиях современного города выглядят как минимум не вызывающе. Другое дело, если фильм является костюмной реконструкций какой-либо эпохи. Кевину Рейнольдсу в картине «Робин Гуд: Принц воров» пришлось хоть как-то объяснять, как персонаж Моргана Фримена оказался на Британских островах XII века — как и всем последователям этого режиссера.

Авторы «Под несчастливой звездой» ничего объяснять не стали.

Придумала этот сериал известный продюсер и сценарист Шонда Раймс — афроамериканка, у которой в послужном списке значатся «Анатомия страсти» и его спин-офф «Частная практика», «Скандал» и «Улов». И если в «Анатомии страсти» экспериментировать с кастингом она не стала, то в «Под несчастливой звездой» оторвалась по полной.

Какая-либо система в подборе актеров для этого сериала отсутствует напрочь — у чернокожего Ромео белый кузен Бенволио, у белой Джульетты две чернокожие кузины (Розалин и Ливия).

Чернокожий герцог Эскал и его сестра-мулатка Изабелла родились у белого старого герцога, главы семей Капулетти и Монтекки также белые, а у актера, играющего Меркуцио, — вообще армянские корни.

Справиться с этим калейдоскопом поначалу очень сложно: авторы сериала совершенно не помогают зрителю, а, наоборот, нарочно запутывают. Иногда кажется, что это не продолжение «Ромео и Джульетты», не Верона, а какой-нибудь из городов Магриба — но нет, итальянские реалии начала XVI века упоминаются регулярно, да и белые актеры оказались бы на севере Африки того времени абсолютно не к месту.

Но в какой-то момент цвет кожи героев перестает иметь какое-либо значение.

То ли вдруг срабатывает то самое «разнообразие», то ли Шекспировский проявляет свой гений. У Лурмана и Рейнольдса было, кстати, по-другому — в их фильмах пистолеты и Фримен стали неотъемлемой частью сюжета, дополнив уже известные реалии новыми. «Под несчастливой звездой» просто показывает, что никакие квоты или административное давление не помогут достичь настоящего равенства — разделение все равно останется. Нужен хороший сюжет и хорошая игра актеров. Как у Шекспира, сыграть которого плохо просто невозможно.