Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Судимы будете

Что происходит с судебными шоу на российском телевидении

Драма в студии с актерами или отставными юристами, Павел Астахов с «Часом суда» и «По делам несовершеннолетних» и обогнавший реальность «Суд присяжных» — что происходит с судебными шоу на российском телевидении.

Детективы давно стали одним из наиболее популярных жанров развлекательной литературы и кино. Преступление, совершенное кем-то неизвестным, проницательный детектив, едва заметные невооруженным глазом улики — и как апофеоз, наказание преступника. То есть суд. Телевидение тоже делало популярный продукт и с момента своего становления не чуралось классических детективов. А вот жанр судебного шоу был решением, наверное, не самым очевидным — хотя и менее затратным, чем съемка очередного сериала или фильма.

Арбитраж как решение

Первые судебные шоу появились на Западе еще на радио, а в конце 1940-х мигрировали и на телевидение. Тогда в США вышло сразу несколько похожих передач вроде «Перед судом» (On Trial) или «Ваш свидетель» (Your Witness) на канале ABC, перебравшийся с радио «Famous Jury Trials» — в общем, уже к концу 50-х их было очень много (при том, что часть программ-первопроходцев успела закрыться). Быстро был выработан общий подход к созданию таких шоу, основным элементом которого стала обязательная драматизация дела, рассматриваемого в телесуде, —

за отведенное время выпуска нужно было создать некую интересную коллизию, которая разрешалась в конце.

А уж были ли судебные шоу основаны на настоящих делах настоящих судей, кто именно сидел в судейском кресле (например, это мог быть отставной юрист или просто актер), был ли суд третейским (когда обе стороны согласились принять его решение к исполнению) или же постановочным — это не имело никакого значения. Ни для аудитории, ни для авторов программ.

Как и все жанры-долгожители, судебные шоу к середине 90-х годов оказались в чем-то вроде застоя — и нашли выход из этого положения:

почти полностью ушли от постановочных дел в область арбитража, постановления которого обязательны для участников.

Участники же таких шоу, в свою очередь, получают некий гонорар за то, что их внутренние дела становятся достоянием многомиллионной аудитории. Такое положение привело к тому, что судьями в шоу приглашались только те, кто имел хоть какой-то юридический опыт, — доверять свою судьбу актерам было бы все же чересчур. Самым ярким примером такого подхода стала программа «Судья Джуди» — она выходит с 1993 года (сейчас на CBS), а ведет ее отставной адвокат и судья Джудит Шейндлин.

Судебные шоу, как правило, выходят во время дневного эфира и, судя по исследованиям, теряют свою аудиторию менее других форматов дневного вещания. К концу нулевых на американском ТВ их было примерно столько же, сколько и различных ток-шоу, а в 2012-м, согласно исследованию, телесуды твердо занимали второе место по рейтингам среди дневных шоу, уступая только комедийным и игровым программам. Имелись и целые каналы, посвященные судебным битвам, — как, например, кабельные truTV (сначала назывался Court TV) или Justice Central.TV.

От человека до суда

В СССР похожую функцию выполняла передача «Человек и закон», которая выходила с 1970 года. Впрочем, скорее это была не имитация настоящего суда, как на Западе, а альманах, посвященный проблемам в стране; эту же направленность «Человек и закон» сохранил и сейчас — программа до сих пор выходит на Первом, являясь одним из долгожителей российского телевидения, а ведет ее Алексей Пиманов.

Также весьма опосредованно примыкает к данному жанру выходящий на НТВ документальный цикл Леонида Каневского «Следствие вели...», посвященный громким уголовным делам советского времени.

Примечательно, что именно эти программы входят в топ-100 российского телевидения: так, по данным «Медиаскопа», на неделе с 6 по 12 марта «Человек и закон» занял 21-е место (по всей России в аудитории 4+ его рейтинг составил 4,3%, а доля — 14,6%), а «Следствие вели...» — 42-е (рейтинг 3,4% и доля 11,4%).

Что касается собственно судебных шоу, то настоящий расцвет их случился в середине нулевых — в январе 2004 года РЕН ТВ начал показ шоу «Час суда», ведущим которого (а также судьей) был адвокат Павел Астахов.

В шоу рассматривались только гражданские дела, основанные на присланных зрителями материалах, но с изменением фамилий истцов и ответчиков и обстоятельств событий.

В том же месяце РЕН ТВ запустил и дочерний проект — «Час суда. Дела семейные», в котором разбирались конфликты между родственниками. В эфире канала он продержался три года и в 2007-м отправился на «Домашний» — уже под названием «Дела семейные».

Астахов и другие

Астахов, кстати, продолжил вести «Час суда» и после того, как стал уполномоченным при президенте по правам ребенка (в 2009-м), а закрылась программа осенью 2012 года. «Дела домашние» закрылась немногим раньше — весной того же года.

В 2005-м судебные баталии на телеэкране заинтересовали другие каналы.

2 августа на Первом стартовал «Федеральный судья», а на «России 1» — «Суд идет». Оба шоу были посвящены уголовным делам, а роль судей тоже исполняли адвокаты — по закону, действующие судьи не могли работать и на телевидении. Закрылись эти программы тоже почти одновременно:

«Федеральный судья» завершился в конце 2011 года, а «Суд идет» — в апреле 2010-го.

В 2007-м свое судебное шоу презентовал канал ДТВ (позже сменивший название на «Перец», а сейчас ставший «Че») — он запустил «Судебные страсти», посвященный гражданским делам. А в 2008-м на НТВ начался «Суд присяжных», который тоже был посвящен уголовным делам; любопытно, что к моменту старта программы такой суд действовал не во всех регионах России (хотя впервые был введен еще в 1993 году в шести областях).

Сейчас российское телевидение, можно сказать, от судебных шоу отдыхает. Запущенное после закрытия «Федерального судьи» на Первом канале «Право на защиту» продержалось в эфире только полгода (еще несколько месяцев ее показывал Пятый канал). На НТВ продолжает выходить «Суд присяжных», а на «Домашнем» идет придуманная Астаховым (и первоначально, в 2010-м, стартовавшая на РЕН ТВ) «По делам несовершеннолетних» — посвященная, как следует из названия, правонарушениям, которые совершили подростки.

Сейчас сложно сказать, состоится ли возвращение судебных шоу в эфир российского телевидения. Если учитывать западный опыт, то этот формат всегда будет востребован в том или ином виде. Возможно, потому, что в нем пропускается самая длинная часть любого расследования — сбор доказательств, сюжет сразу переходит к самому интересному — наказанию преступника. Но пока что отечественные телевизионщики воздерживаются от анонсов каких-либо аналогов «Часа суда» или «Федерального судьи».

Новости и материалы
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
Все новости