Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Скончался Георгий Тараторкин

В возрасте 72 лет умер актер театра и кино Георгий Тараторкин

В возрасте 72 лет скончался актер театра и кино, народный артист РСФСР Георгий Тараторкин. Причины смерти пока не сообщаются; известно, что он умер после тяжелой болезни. Прощание с артистом, по предварительным данным, состоится 6 февраля, а место захоронения будет объявлено позже.

«Самой большой неожиданностью для меня по-прежнему является то, что я занимаюсь актерской профессией, — говорил Тараторкин в одном из своих интервью, данных накануне 65-летнего юбилея. — В детстве мечтал стать учителем». После школы он пошел работать в ленинградский ТЮЗ просто ради заработка. Причем шел устраиваться учеником художника, но пришлось занять место осветителя. «И если бы не встреча с главным режиссером театра Зиновием Корогодским, моя судьба, скорее всего, сложилась бы иначе», — говорил артист. Собственно, легкой жизни ему судьба не обещала: его семья рано осталась без кормильца, и о матери с сестрой пришлось заботиться именно ему. В ленинградском ТЮЗе он на долгие годы и остался, став для Корогодского не только учеником, но и артистом-талисманом.

В знаменитом питерском ТЮЗе он сыграл свои первые главные роли — в «Гамлете» и «Борисе Годунове».

В 1974 году перешел в столичный Театр имени Моссовета, артистом которого оставался до последнего времени, — и здесь сыграл во всех тех спектаклях, которые составили в 70–80-х славу и историю театра: Каренина в «Живом трупе», Ивана в «Братья Карамазовых», Орехова в «Максиме в конце тысячелетия», Жюльена Палюша в «Не будите мадам». Здесь он, уже в более возрастном амплуа, снова стал актером-талисманом — на этот раз для одного из ведущих российских комедиографов Юрия Еремина.

В кино талант Тараторкина раскрылся, возможно, не так сильно, как в театральных работах. Сниматься он начал в середине 60-х — вскоре после окончания студии при ленинградском ТЮЗе, появился в ролях второго плана в «революционных» картинах — «Софья Перовская», «Гроза над Белой».

В 1969-м молодому актеру досталась и главная роль — в поставленной Львом Кулиджановым экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание» он сыграл Родиона Раскольникова,

и созданный актером образ, по отзывам, был лучшим киновоплощением этого литературного героя; создатели фильма (и Тараторкин в том числе) получили за этот фильм Государственную премию. Сам актер потом сыграл этого персонажа в Театре имени Моссовета — в спектакле Юрия Завадского «Петербургские сновидения». В фильмографии Георгия Тараторкина более 60 ролей, но сравнимой с ролью Раскольникова, пожалуй, не было — а сам этот персонаж стал прочно ассоциироваться именно с артистом. Который, в свою очередь, признавался, что ждет каждой возможной встречи с мятущимся убийцей из «Преступления и наказания». «В отличие от процентщицы Алены Ивановны встречу с Раскольниковым я воспринимаю как подарок судьбы», — пошутил он в одном из интервью.

Он играл в «Чисто английском убийстве», «Маленьких трагедиях», сериале «Богач, бедняк», «Лунной радуге», «Дюба-дюба»; в российском кино ему тоже доставались роли второго плана — в сериалах «Не родись красивой» или в недавней нашумевшей «Таинственной страсти».

Еще одна грань таланта Тараторкин раскрылась довольно поздно — в 1996-м он стал педагогом, набрал курс во ВГИКе.

К своим первым выпускникам до последних дней относился как к родным детям, признаваясь, что именно из-за этой ответственности не готов набирать новых. Его учениками стали Владимир Вдовиченков, Нелли Уварова, Александр Волков и другие актеры, за судьбами которых Георгий Георгиевич пристально следил и при каждой возможности старался помочь.

Тараторкин всегда обладал сокровищем, за которое любой ветеран сцены даст дорогую цену — сыновнюю любовь и признание молодых коллег.

С 1997 года и до самой кончины он оставался бессменным президентом премии и фестиваля «Золотая маска»,

ежегодно собирающего воедино всю театральную Россию и представляющую жителям Москвы, регионов и зарубежья все лучшее, что производит на своих сценах наша страна, до сих пор остающаяся одной из первых театральных держав мира. «Золотая маска» знала разные времена, но в любых трудных ситуациях Тараторкин, прошедший школу заботы о младших еще в юности, вставал на ее защиту. И использовал весь свой авторитет для помощи коллегам.

Когда уходят актеры старой школы, принято говорить «ушла эпоха» — эта формула всегда работает, она всегда справедлива.

Однако в случае с Тараторкиным она не совсем точна — другого такого актера на российских экране и сцене просто не было. В разгар советской эпохи он показал, что даже в условиях развитого соцреализма артист может быть красивым, умным и тонким одновременно, строить роль на полутонах и неизменно влюблять в себя новых и новых зрителей, в памяти которых Тараторкин останется навсегда.

Новости и материалы
В Германии признали, что в экономике страны есть проблемы
Молдавия боится вводить визовый режим с Россией
Названа категория водителей, которая чаще других попадает в ДТП
Синоптик рассказал, какая погода ожидает россиян на майских праздниках
Apple теряет долю на крупнейшем рынке
Театроведа Дмитриевскую оштрафовали за дискредитацию российской армии
США готовят новый пакет военной помощи Украине
Генсек НАТО отверг возможность появления ядерного оружия в Польше
В Москве пытаются госпитализировать 300-килограммовую женщину, потребовалась помощь МЧС
Власти Британии заявили о переходе оборонной промышленности страны в режим войны
«Авито» привлек внимание к проблеме аутизма
Премьер Великобритании заявил, что РФ может напасть на страны НАТО после Украины
Глава норвежской армии похвалил ВС России
В музее «Горки Ленинские» расстроены закрытием последнего за границей музея Ленина
Turkish Airlines выпустила памятку для путешествующих транзитом через Стамбул россиян
Прозоров раскрыл детали покушения на него СБУ
В Татарстане рассказали о новой вредоносной субкультуре с Запада
Глушаков рассказал, что сделал бы с Промесом на месте «Спартака»
Все новости