В России не существует механизма государственной поддержки фильмов, номинированных на престижные мировые премии. Наши чиновники от культуры не понимают значения промоушен и пиара, как следствие — наши номинанты проигрывают конкурентам. Об этом «Газете.Ru» рассказал режиссер Константин Бронзит, мультфильм которого выдвинут в этом году на «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм».
С 12 по 23 февраля члены Американской киноакадемии участвуют в финальном туре голосования.
Академики должны выбрать победителя в каждой номинации. В эти дни номинанты стремятся заявить о себе как можно более звучно. В ход идет все: реклама, пиар, пресса, личное обаяние, связи, вирусные видео, щемящие душу истории вокруг фильмов и т.д.
«Именно на этом этапе качество фильма в какой-то мере уходит на второй план и вылезает промоушен, — говорит Константин Бронзит. — Нужно, как говорится, «бомбить», тратить какие-то средства. 15 февраля я лечу в тур по студиям, заниматься промоушен. Тур организовал один дистрибутор, наш партнер, член академии. Мы едем на Pixar, DreamWorks, Sony Entertainment, Disney studios, чтобы показать там свои короткометражки. Почему это важно? Большинство академиков сидят в этих студиях, будут нам задавать какие-то вопросы. У нас есть возможность защитить свой фильм, набрать очки перед голосованием».
Однако денег на промоушен-тур мультфильма, представляющего Россию на самой престижной киноцеремонии мира, у государства не нашлось.
Только когда Бронзит пожаловался СМИ на отсутствие госпомощи, посыпались предложения неравнодушных людей. В итоге по личной инициативе помогли глава «Роскино» Катя Мцитуридзе, компания «Аэрофлот», заволновались и депутаты Госдумы. Так, зампред думского комитета по культуре Елена Драпеко заявила, что депутаты намерены обсудить господдержку российских фильмов, номинированных на мировые премии.
Но осадок у Бронзита остался.
«Ладно, черт со мной, черт с этим «Оскаром», — говорит режиссер. — Но за мной придут молодые ребята, молодые режиссеры. Они могут как-то выстрелить и столкнуться с равнодушием государства. Ведь три раза наша студия подавала проект Министерству культуры и три раза его отфутболивали, не давали поддержки. Мне помогли закончить работу продюсеры. Но с Александром Петровым произошла другая история…»
По словам Бронзита, завоевавший «Оскар» в 2000 году проект ярославского мультипликатора Александра Петрова «Старик и море» не поддержало Министерство культуры России. Режиссер уехал в Канаду и там сделал свой фильм на канадско-японские деньги.
«Поэтому не надо кричать, что у России есть «Оскар» за анимацию, — говорит Бронзит. — Нет у нас «Оскара». Он есть у Канады и Александра Петрова. И это позор, что мы его прошляпили!»
Может ли Россия получить «Оскар» в этом году? Бронзит оценивает шансы трезво. Как член Американской киноакадемии, он уже посмотрел фильмы конкурентов и говорит, что слабых работ нет. Как, впрочем, и гениальных. Российский номинант считает фаворитами два американских мультфильма. Это «World Of Tomorrow» режиссера Дона Хертцфельдта и главный конкурент — «Sanjay's Super Team» от студии Pixar. Причем последняя обеспечила своему мультфильму мощный промоушен по всему миру.
«Даже немножко странно, что такая мощная корпорация, как Pixar, пытается и на территории короткометражного анимационного кино завладеть «Оскаром». Воевать с корпорацией, конечно, трудно. Скорее всего, приз Pixar и получит. Ведь при голосовании академиков есть коллегиальность, поддержка своей студии, это престиж, реноме, в конечном итоге — монетизация. Но и у нас есть шансы. Чистая арифметика. Пять фильмов. Один к пяти. Двадцать процентов», — констатирует Бронзит.
Вероятно, в пользу студии Pixar сыграет и то, что режиссер мультфильма «Sanjay's Super Team» — индус. В контексте расового скандала, происходящего вокруг «Оскара», это немаловажно. В любом случае Россия выиграла уже от самого факта попадания отечественного мультфильма в мировую топ-пятерку. Правда, раскрутить фильм на мировом уровне государство не смогло.
15-минутный мультфильм «Мы не можем жить без космоса» повествует о двух верных друзьях, ставших космонавтами. Один из них гибнет во время запуска космического корабля…
Мультфильм Бронзита объездил весь мир и уже собрал 63 международные награды. Режиссер говорит о фильме так: «Никаких реальных прототипов нет, все сложилось неосознанно, собирательный образ. Да, можно сказать, что фильм — о дружбе. Но это самый поверхностный слой, который вы схватываете. И уж точно не о космосе. Космос там просто бэкграундом, на его фоне все происходит. Эта история могла быть и про пловцов, например, смысл бы не изменился. Но если копнуть чуть глубже… Представьте себе на бытовом уровне эту историю. Таких отношений не бывает, это сказка, выдумка. В этом, как мне кажется, проявилась, вылезла наружу моя тоска о таких отношениях между людьми. О таком полном взаимопонимании я и мечтаю. Чтобы хоть толика таких отношений была между людьми. А соответственно, это и фильм об одиночестве. Это главный слой».
Министерство культуры в своем недавно созданном инстаграме выразило недоумение по поводу претензий Константина Бронзита: «Как жаль, что Константин отказался от нашей финансовой поддержки, а в интервью теперь говорит совсем другое».
В понедельник, 8 февраля, глава ведомства Владимир Мединский заявил, что Министерство культуры выделило в 2012 году около 5 млн руб. на создание мультфильма «Мы не можем жить без космоса». По словам министра культуры, он хорошо помнит мультфильм. «Константин Бронзит не только талантливый мультипликатор, но и талантливый промоутер — решил получить за госсчет бесплатный пиар: сначала все напишут, что его обидели, потом все напишут, что его не обижают», — отметил Мединский.
Известно, что на создание картины было потрачено 8 млн руб., работа над ним продолжалась 4,5 года.