Вячеслав Толстопятов (Владимир Вдовиченков) работает художником в ростовском кинотеатре, любит девушку Нину (Екатерина Олькина) и рисует ее на афише каждого фильма. Брат Вячеслава Владимир (Виктор Раков) не верит, что образованная студентка может испытывать какие-то чувства к нищему работяге. Вячеслав, напротив, полон оптимизма, а проблему хронического безденежья решает мастерским изготовлением фальшивых, но неотличимых от настоящих купюр. Чтобы окончательно объясниться с Ниной, уехавшей в Новочеркасск к родителям, он отправляется за ней следом.
На дворе май 1962 года, и в Новочеркасске неспокойно: рабочие возмущены повышением цен на продукты и снижением расценок на свой труд.
И как раз тогда, когда Вячеслав собирается рассказать Нине о своих чувствах, происходит социальный взрыв: огромная толпа приходит к зданию, где сидит местная власть, которой совсем не нравится происходящий на улице русский бунт, но успокоить митингующих руководители города не в силах. На помощь приходит армия, звучат выстрелы, сначала в воздух, потом и в людей, появляются убитые и раненые. Погиб от случайной пули младший брат Нины, арестован ее отец, заводской мастер Петр Дементьевич (Богдан Ступка). А Вячеслав решает, что Нина влюблена в капитана угрозыска Павла (Кирилл Плетнев), и принимается мстить всем сотрудникам правоохранительных органов — и за свою несбывшуюся любовь, и за расстрел простых рабочих.
Многосерийный фильм «Однажды в Ростове», показ которого начался на этой неделе на Первом канале, в первых двух эпизодах восстанавливает события начала июня 1962 года в Новочеркасске. Сериал делался продюсерской компанией Сергея Жигунова (он сыграл в фильме одну из главных ролей), а режиссером стал Константин Худяков («Иванцов, Петров, Сидоров» 1978 года, экранизация повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке» в 2004-м).
Готов был «Однажды в Ростове» еще три года назад, весной 2012-го, его даже показали на Украине по «Интеру».
Заслуженный актер Богдан Ступка, который заболел на съемках этого фильма, застал украинскую премьеру; он скончался летом 2012 года, и его последнюю работу в кино российские зрители смогут увидеть только сейчас.
Трагедия в Новочеркасске воссоздана в сериале очень дотошно. В кадре появляются многие исторические персоны того времени — приехавший на место событий член Политбюро Анастас Микоян, командующий Северо-Кавказским военным округом генерал Иса Плиев, который отдал приказ о применении боевых патронов, генерал Матвей Шапошников, отказавшийся направить на восставших танки. Реальны и фигуры руководителей города, которые не смогли договориться со своими земляками.
Во время расстрела в сериале гибнут дети, которые наблюдали за противостоянием у горкома с деревьев, — по официальной версии, жертвами были только взрослые; кстати, одним из свидетелей этой трагедии был и 12-летний Александр Лебедь, будущий генерал и губернатор Красноярского края. А причинами забастовки на местном электровозостроительном заводе стали бедность рабочих, недавняя денежная реформа, недостаток продуктов и других товаров и общее безразличие властей предержащих к нуждам простого народа.
Но расстрел рабочих в Новочеркасске лишь завязка основного сюжета фильма, после которого авторы обещают перейти к банде братьев Толстопятовых, одной из самых опасных в истории СССР.
В реальной истории их разделяет несколько лет и они никак не связаны между собой. Так, криминальную деятельность Вячеслав начал совсем подростком, во время забастовки рабочих уже отбывал срок за изготовление фальшивых денег, на свободу вышел в середине 1960-х, а первое преступление бандиты совершили в 1968-м. Они, кстати, были не только опасными, но и технически грамотными и благодаря таланту младшего брата были вооружены неплохим самодельным оружием;
на грабежи преступники ходили в масках из женских чулков, за что заработали прозвище Фантомасы.
Впрочем, смешение эпох не слишком смущает авторов сериала. Они допускают и другие вольности; так, Вячеслава, которому в 1962-м было 22 года, играет 44-летний Вдовиченко, а несчастная любовь, очевидно, необходима для создания дополнительного напряжения между бандитом и противостоящим ему оперативником.
Конечно, настоящая история Толстопятовых уже разобрана в нескольких документальных расследованиях вроде «Следствие вели…» или «Легенды советского сыска» и добавить к этому нечего. Любопытней другое.
Российские кинематографисты вот уже много лет исследуют феномен хрущевской «оттепели», но делают это настолько широкими мазками, что понять ту эпоху на основе только одного фильма невозможно.
В сериале «Фурцева. Легенда о Екатерине» речь идет об общекультурной жизни Советского Союза, в фильме «И примкнувший к ним Шепилов» — о пертурбациях на самом верху тогдашнего властного олимпа. Часть сериалов обращается к более узким темам, но и они не обходятся без примет времени; так, «Мосгаз» начинается с посещения Хрущевым выставки авангардистов в Манеже. Была еще «Оттепель» Валерия Тодоровского, которая сосредоточилась на тех, кто делает кино, но умудрилась передать жажду свободы, которая витала тогда в обществе.
А недавняя «Фарца» рассказала, каким образом в начале 1960-х можно было быстро заработать огромные деньги.
И в этом ряду «Однажды в Ростове» оказывается на своем месте: сериал добавляет еще один штрих, пусть несколько сумбурный и требующий знакомства с исторической литературой для исключения фантазии сценаристов, к картине того времени. И этот штрих нужен хотя бы для того, чтобы понимать: история 1960-х делалась не только в Москве, но и, например, в Новочеркасске.