Председатель совета экспертов Михаил Бутов на традиционном литературном обеде в ГУМе заявил, что в этом году жюри премии сформировало «очень сильный длинный список, поэтому было непросто выбрать финалистов».
По традиции для короткого списка жюри отбирает от восьми до пятнадцати книг. Всего в этом году в него вошли девять произведений из 29, представленных в лонг-листе.
Среди них сразу три романа, претендующих на главный приз премии «Национальный бестселлер», победитель которой будет объявлен 1 июня: «Завод «Свобода» Ксении Букши — производственный роман о жизни и смерти советского завода, построенного в 1920-е годы, Владимир Шаров и его «Возвращение в Египет» — история советского агронома Коли Гоголя, разыскивающего способ развернуть наконец Русь-тройку в нужном направлении, и распавшийся на пятьдесят самостоятельных частей роман Владимира Сорокина «Теллурия», в котором Россия вновь превратилась в скопище враждующих друг с другом княжеств.
В книгах Сорокина, почти единогласно объявленного современным пророком в своем отечестве, традиционно принято искать предсказания судеб России. Именно это и сделало жюри премии, отметив, что с провидческой задачей писатель справился.
Правда, с поправкой, что в «Теллурии» он изобразил сильно отдаленное от нас будущее.
Восстановив справедливость, «Большая книга» включила в свой короткий список замаринованную в лонг-листе «Нацбеста» книгу Евгения Чижова «Перевод с подстрочника» — отчасти фантастический, отчасти филологический роман о поэзии, утвердившейся в своем желании влиять на власть, а также белорусскую писательницу Светлану Алексиевич с романом «Время секонд-хенд», пятой и последней книгой из ее документального цикла «Красный человек. Голоса утопии», который суммирует советский опыт XX века, чтобы наконец распрощаться с ним. Нескончаемый поток свидетельств отживающих свое «красных людей», из которого скроен роман, жюри выбрало «за веру в право каждого быть услышанным».
Только что вышедший роман Захара Прилепина «Обитель» про лагерную жизнь в Соловках 1920-х был отмечен «за убедительное продолжение традиций русского социально-исторического романа».
Уравновесила живых классиков уже упомянутая Букша, только-только вырвавшаяся за рамки определения «молодой и перспективный автор из интернета».
Объявляя финалистов, Бутов заметил, что главная литературная тенденция этого года — возвращение к классическому повествовательному роману.
Подтверждают его слова «Ильгет» красноярского писателя и журналиста Александра Григоренко — полумифологическая одиссея частного человека, роман об архитекторе-эмигранте «Пароход в Аргентину» Алексея Макушинского, живущего в Германии поэта и историка литературы, и исполненная фактурных природных зарисовок и социальных подтекстов «Воля вольная» Виктора Ремизова.
Не вошли в короткий список Елена Костюкович — один из главных переводчиков Умберто Эко и ее второе самостоятельное произведение «Цвингер», Сергей Шаргунов с романом — реконструкцией событий октября 1993 года, представленный в шорт-листе «Нацбеста», а также Юрий Буйда — финалист прошлого года, получивший третий приз «Большой книги». Его повесть «Яд и мед» — вариация истории о дворянском гнезде, перенесенная в советские декорации и вобравшая в себя размышления о преступлении и наказании и русской национальной идее, очевидно, не дотянула, по мнению жюри, до прошлогоднего романа «Вор, шпион и убийца».
Вне списка оказалась и вышедшая в серии ЖЗЛ биография писателя и литературоведа-формалиста Виктора Шкловского, созданная Владимиром Березиным.
Оставив Березина за бортом, «Большая книга» нарушила уже сложившуюся традицию поощрять авторов биографических исследований. В 2012 году, например, второе место занял роман-диалог Евгения Попова и Александра Кабакова «Аксенов», а в 2013-м — тот же приз получил литературный критик Сергей Беляков за книгу «Гумилев, сын Гумилева».
Победителей премии «Большая книга», которая вручается с 2005 года, объявят в конце ноября. Призовой фонд — около 6 млн руб. — делится между авторами книг, занявшими первое, второе и третье места.