Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Метаморфоза Овидия

В Москве прошла премьера спектакля «Метаморфозы» по поэме Овидия

В Москве прошла премьера спектакля «Метаморфозы» по поэме Овидия — совместная постановка француза Давида Бобе и Кирилла Серебренникова; показанный на площадке «Платформа», спектакль в ближайшем будущем войдет в репертуар нового театра «Гоголь-центр».

Действие поэмы античного классика переносится на руины современной цивилизации и происходит как бы после конца света. Сцена завалена искорёженными старыми машинами (их собирали по всему Подмосковью), и в одной из них можно опознать советскую «Волгу». Метафорически – кладбище старых сюжетов и утраченных смыслов, фактически – свалка, на которой обитает последний человек.

Или не совсем человек: Бобе, Серебренников и драматург Василий Печейкин (чьими пересказами деталей сюжета здесь разбавлен пафосный перевод Шервинского) добавляют в «Метаморфозы» главного героя, которого нет у Овидия.

За неведомое страшное преступление он, лишённый имени, был осуждён богами на превращение в тварь. Но инъекция, которую ему ввели, оказалась «разбодяженной» — и он завис между двумя состояниями, перестав быть человеком и не сделавшись зверем.

Вымазанный чёрной грязью, он мечется среди стальных остовов в полном одиночестве, тщетно взывая к божествам, которых уже нет в опустевшем мире, и пытаясь разрешить загадку о трёх чашах Юпитера (в одной добро, во второй зло, что же в третьей?). Персонажи мифов возникают словно из его воображения – как призраки прошлого.

Они медленно появляются со всех сторон, выходя из машин, вылезая из багажников, надвигаясь на зрителей из полной темноты с фонариками в руках. Каждый из них выкликает в пустоту своё имя («Я – Мидас», «Я – Мирра, я полюбила своего отца») и начинает рассказывать свою историю, но в нарастающем гуле голосов никого уже невозможно расслышать. Утихомирить всех может только симпатичный бородач с табличкой «Овидий» на груди, который сообщит, стесняясь, что написал эту книгу, и распределит порядок выступлений между героями, окружившими его и нетерпеливо, как первоклассники, тянущими вверх руки.

Для Бобе это уже второй спектакль в Москве и вторая работа с учениками Серебренникова, недавно окончившими Школу-студию МХАТ и составившими теперь «Седьмую студию» МХТ — два года назад он поставил с ними спектакль «Феи». Кажется, главный вклад его партнера Серебренникова в «Метаморфозы» — как раз его ученики, пластичные и всемогущие, устремленные к эксперименту и разговору от первого лица, не знающие никаких преград и запретов и способные работать в любых театральных жанрах. Они, кажется, стали идеальной труппой для Бобе, существующего на стыке всех видов искусства и обладающего невиданной в России режиссёрской свободой.

Его «Метаморфозы» — это и не драматический театр, и не музыкальный, и не пластический, а сложное действо, намеренно совмещающее все возможные на сцене выразительные средства. Монологи актёров, хореография, пение, видеоарт, электронная музыка, многочисленные световые и звуковые эффекты соединяются в спектакле так плотно и гармонично, что нельзя уже определить, где кончается одно и начинается другое.

Бобе использует древние мифы как повод затронуть сразу и темы, актуальные во все времена, и вещи, важные для нас сегодня, как никогда раньше.

Артисты Седьмой студии не перевоплощаются в царей и нимф, а поначалу остаются самими собой, современными парнями и девушками, которые отчего-то решили поговорить об античных мифах.

Актёр, заикаясь, объявляет: «Я — Нарцисс» — и со смешными оборотами излагает сюжет о возлюбившем себя юноше, попутно предлагая зрителям изобразить эхо и желая крепкого здоровья чихающему коллеге.

Лишь потом, когда дело дойдёт до трагической развязки, он в одночасье помрачнеет, прекратит запинаться и заговорит от первого лица. Полезет на гигантскую решётку многометровой высоты, замыкающую сценическое пространство, будет отчаянно ловить руками своё расплывающееся на экране отражение и расшибётся, сорвавшись с перекладины.

«Метаморфозы» всё время балансируют между непосредственной иронией и высокой трагедией, которые неуловимо подменяют друг друга.

Орфей сокрушается, что умершую Эвридику можно поздравить с днём рождения в социальных сетях; стайка нимф, будто школьницы на перемене, перемывающие кости голливудским знаменитостям, обсуждает, кто из богов и героев был геем.

Впрочем, в первой части спектакля, показанной на «Платформе» ещё год назад в формате «work-in-progress» и представлявшей начальный этап постановки, безмятежная воля к жизни оказывается сильнее. Галатея стоит на фоне ослепительно сияющих звёзд и со смехом сжимает в руке бумажного человечка – ребёнка, рождённого от Пигмалиона.

Эвридика падает бездыханно с капота машины, и Орфей едва успевает её подхватить – но на экране они сливаются в поцелуе.

Для царя Мидаса золото оказывается похожей на нефть чёрной жидкостью, которой сплошь загрязняется его тело – но тем радостнее затем ему даётся освобождение от зловредного дара превращать в металл всё, к чему он прикасается.

Но если первая версия «Метаморфоз» была о любви, то второй спектакль стал гораздо жестче. Светлые даже в своей печали истории обрели роковые финалы (все они разыгрываются в конце спектакля, следуя один за другим). Орфей, горюющий по Эвридике, погибает от гнева отвергнутых им вакханок и корчится в муках так, что всё его тело сочится красным с головы до ног. Когда потом в Аиде он снова встречает возлюбленную, то от его объятий и она вся покрывается кровью. Мидаса, оскорбившего Аполлона, награждают ослиными ушами – и на его висках проявляются зияющие раны.

Страшнее всего один из немногих эпизодов, которые были добавлены в спектакль только теперь, к премьере. Актриса Екатерина Стеблина рассказывает историю Прокны и Филомелы – обманутой жены и её сестры, изнасилованной её мужем. Когда Прокна кормит супруга их собственным сыном, на зрителей надвигаются девушки в окровавленных белых платьях, с безумным смехом поедая живые цветы, а мальчик медленно проходит на заднем плане, голый и истерзанный без единого живого места; Прокне остаётся только издать оргиастический вопль.

«Метаморфозы» погружаются в беспощадный натурализм, но актёры наделяют его подлинно трагической глубиной и не дают исчезнуть очень важным для Бобе философским посылам.

«Метаморфозы» — спектакль экзистенциалистский. И недаром, когда речь заходит о Сизифе, Бобе включает в текст фрагменты из эссе Альбера Камю «Миф о Сизифе». Герой сам произносит слова французского философа о том, что Сизифа следует представлять себе счастливым и камень считать его достоянием – но в следующую секунду оказывается раздавлен в лобовом столкновении двух разбитых машин. Это та же раздвоенность между жизнью и смертью, страданием и надеждой, которую испытывает придуманный режиссёром и драматургом человек-полутварь.

В «Метаморфозах» речь идёт о пограничном состоянии, в котором уже давно оказались все родившиеся в XX веке, до сих пор не могущие из него выбраться. Состоянии, когда прошлое исчезло, будущее не пришло, а настоящего как бы и нет, потому что оно течёт в бесполезном ожидании, что наконец заново родятся потерянные истины и воскреснут умершие боги.

Герой спектакля в исполнении Никиты Кукушкина устаёт ждать, прекращает беспочвенные мольбы и в финале с ожесточённым спокойствием утверждает: в третьей чаше Юпитера – тоже зло.

Новости и материалы
Американцы восхитились самодельной машиной из Нижнего Новгорода
Опубликовано комбо карт в Hamster Kombat на 24 июня
В ХМАО медведь разогнал отдыхавших на озере туристов
Президент Узбекистана выразил Путину соболезнования в связи с терактами в Дагестане
Китай выразил готовность сотрудничать с Польшей, чтобы стабилизовать «мир хаоса»
Кандидат в президенты США предупредил о последствиях удара по Севастополю
Политолог назвал главные преимущества КНДР от отношений с Россией
Стали известны подробности о травмах игрока сборной Венгрии, потерявшего сознание
На Алтае подросток косил траву и получил удар током
«Пророку», утверждающему, что Бог дал ему формулу выигрыша, запретили посещать казино
Киркоров отказался идти на мировое соглашение с Успенской
И. о. главы МЧС Подмосковья выехал на место пожара во Фрязино
В подмосковном Фрязино в горящем НИИ «Платан» находятся люди
Бондарчук раскрыла отношение к большой разнице в возрасте у пар
В Уфе задержали мужчину, который разбил окна и спрятался в чужой машине от дождя
Власти Германии объяснили правила применения оружия, переданного ВСУ
Из горящего здания НИИ во Фрязино вывели одного человека
Павлович прервал молчание после поражения от Волкова на турнире UFC
Все новости