Пенсионный советник

В Манеже представили лучшую половину биеннале

Пятая московская биеннале современного искусства пройдет на новом месте

Велимир Мойст 03.10.2012, 12:38
Катрин де Зегер будет куратором пятой Московской биеннале современного искусства РИА «Новости»
Катрин де Зегер будет куратором пятой Московской биеннале современного искусства

Пятая московская биеннале современного искусства обещает отталкиваться от российских реалий и сделать акцент на социально-политических мотивах в искусстве. Основным проектом форума впервые будет заведовать женщина — бельгийка Катрин де Зегер.

Формально считается, что на подготовку любой художественной биеннале отведено именно два года, то есть временной промежуток между предыдущим событием и последующим. На практике такого не бывает нигде, включая Венецию. Первые полгода организаторы, как правило, вообще в ус не дуют, потом начинаются осторожные разговоры о возможных кандидатурах на роль куратора, еще потом обсуждаются потенциальные слоганы и прикидываются программные форматы. Словом, идет медленная раскачка; реальная (иной раз даже авральная) работа начинается на втором году.

Москва в этом смысле не исключение: подготовка к очередной, пятой по счету биеннале современного искусства, которая откроется в сентябре 2013 года, до настоящего момента носила, скорее, идейно-теоретический характер.

Зато еще в мае окончательно утвердили куратора (в международной арт-среде это традиционно воспринимается с позиции «считай, полдела сделано»).

Рулить предстоящим форумом доверено Катрин де Зегер — бельгийке по происхождению, но абсолютному человеку мира по стилю жизнедеятельности.

Детали ее карьеры иллюстрируют этот статус более чем выразительно. С конца 1980-х Катрин была соучредителем и директором художественного фонда Kanaal в родной Бельгии, через десятилетие стала исполнительным директором и главным куратором нью-йоркского Центра рисунка, потом вошла в руководство галереи «Онтарио» в Торонто, а ныне трудится приглашенным куратором в нью-йоркском МОМА и в фонде Тапиеса в Барселоне. Последний по времени ее крупный проект — кураторство на Сиднейской биеннале-2012.

С таким послужным списком не страшно браться за работу буквально в любой точке планеты, если только принимающая сторона готова предоставить куратору карт-бланш в части репертуара и выделить сносный бюджет, позволяющий избежать заведомого провала. В случае с Московской биеннале современного искусства по обоим пунктам вроде бы существует консенсус. На прошедшей в Манеже пресс-конференции бессменный комиссар биеннале Иосиф Бакштейн заверил, что влиять на выбор Катрин де Зегер никто не намерен, в том числе и в отношении участия российских авторов.

Соотечественников, кстати, в основном проекте окажется не более 15%: по неписанному правилу превышение этой квоты ставит под сомнение международный статус мероприятия.

Что же касается бюджета, то окончательные его параметры пока неизвестны, однако Бакштейн предложил ориентироваться на прежние показатели.

В среднем расходы на предыдущие биеннале в Москве составляли по 90—100 млн рублей на каждую (сюда входят средства Минкульта вкупе со спонсорскими).

Иосиф Маркович выразил надежду, что и в следующем году мероприятию удастся сколотить капитал того же порядка. Сумма не головокружительная, но при разумном ведении хозяйства вполне достаточная для устройства приличной интернациональной выставки.

Какой именно она окажется — гадать еще рано. Известно лишь, что основной проект биеннале впервые разместится в здании столичного Манежа: директор музейно-выставочного объединения Марина Лошак выразила надежду, что форум теперь получит в этих стенах постоянную прописку.

Освоить здешние 10 тысяч квадратных метров — задача для любого куратора непростая, но почетная, поскольку Манежу отныне надлежит гордиться не только своей почти 200-летней историей, но и званием самой амбициозной арт-площадки города. Такова новая стратегия заведения, озвученная в середине сентября.

В общем виде можно сказать, что структура V Московской биеннале не будет принципиально отличаться от уже испробованной.

Ожидается, что помимо основного проекта в копилку форума со временем насыплется множество сопутствующих выставок, устроенных в том числе и силами частных галерей.

Возвращаясь к главной биеннальской выставке в Манеже, следует констатировать, что по состоянию на сегодня оценивать и прогнозировать буквально нечего. Как всякий уважающий себя куратор без проработанного в деталях сценария, Катрин де Зегер предпочитала говорить на пресс-конференции максимально общими словами. Из них выходило, что она крайне уважает диалоговую модель общения со зрителем (тем самым в немалой степени отметая концепцию «непонятых гениев» и прочие клише ХХ века), а также склонна брать в расчет социально-политические сюжеты, выражающие актуальные настроения в обществе. Более того, Катрин сообщила, что

«хотела бы в первую очередь отталкиваться от местных реалий, а уже через них «выращивать» проект до глобальных смыслов».

Следует ли отсюда, например, участие в выставке «Войны» или Pussy Riot — понять решительно невозможно:

де Зегер, похоже, прибыла на встречу с журналистами с твердой установкой не произносить ни одного названия и ни одной фамилии.

Впрочем, если уж гадать и строить домыслы, то автор этих строк в заочном или даже не имевшемся в виду соревновании между «Войной» и Pussy определенно поставил бы на вторых, поскольку Катрин де Зегер давно известна своими феминистскими настроениями. Вот уж за что можно смело и загодя поручиться, так это за женское равноправие в рамках отдельно взятой биеннале. Художницы всей планеты обижены наверняка не будут.