Формально считается, что на подготовку любой художественной биеннале отведено именно два года, то есть временной промежуток между предыдущим событием и последующим. На практике такого не бывает нигде, включая Венецию. Первые полгода организаторы, как правило, вообще в ус не дуют, потом начинаются осторожные разговоры о возможных кандидатурах на роль куратора, еще потом обсуждаются потенциальные слоганы и прикидываются программные форматы. Словом, идет медленная раскачка; реальная (иной раз даже авральная) работа начинается на втором году.
Москва в этом смысле не исключение: подготовка к очередной, пятой по счету биеннале современного искусства, которая откроется в сентябре 2013 года, до настоящего момента носила, скорее, идейно-теоретический характер.
Зато еще в мае окончательно утвердили куратора (в международной арт-среде это традиционно воспринимается с позиции «считай, полдела сделано»).
Рулить предстоящим форумом доверено Катрин де Зегер — бельгийке по происхождению, но абсолютному человеку мира по стилю жизнедеятельности.
Детали ее карьеры иллюстрируют этот статус более чем выразительно. С конца 1980-х Катрин была соучредителем и директором художественного фонда Kanaal в родной Бельгии, через десятилетие стала исполнительным директором и главным куратором нью-йоркского Центра рисунка, потом вошла в руководство галереи «Онтарио» в Торонто, а ныне трудится приглашенным куратором в нью-йоркском МОМА и в фонде Тапиеса в Барселоне. Последний по времени ее крупный проект — кураторство на Сиднейской биеннале-2012.
С таким послужным списком не страшно браться за работу буквально в любой точке планеты, если только принимающая сторона готова предоставить куратору карт-бланш в части репертуара и выделить сносный бюджет, позволяющий избежать заведомого провала. В случае с Московской биеннале современного искусства по обоим пунктам вроде бы существует консенсус. На прошедшей в Манеже пресс-конференции бессменный комиссар биеннале Иосиф Бакштейн заверил, что влиять на выбор Катрин де Зегер никто не намерен, в том числе и в отношении участия российских авторов.
Соотечественников, кстати, в основном проекте окажется не более 15%: по неписанному правилу превышение этой квоты ставит под сомнение международный статус мероприятия.
Что же касается бюджета, то окончательные его параметры пока неизвестны, однако Бакштейн предложил ориентироваться на прежние показатели.
В среднем расходы на предыдущие биеннале в Москве составляли по 90—100 млн рублей на каждую (сюда входят средства Минкульта вкупе со спонсорскими).
Иосиф Маркович выразил надежду, что и в следующем году мероприятию удастся сколотить капитал того же порядка. Сумма не головокружительная, но при разумном ведении хозяйства вполне достаточная для устройства приличной интернациональной выставки.
Какой именно она окажется — гадать еще рано. Известно лишь, что основной проект биеннале впервые разместится в здании столичного Манежа: директор музейно-выставочного объединения Марина Лошак выразила надежду, что форум теперь получит в этих стенах постоянную прописку.
Освоить здешние 10 тысяч квадратных метров — задача для любого куратора непростая, но почетная, поскольку Манежу отныне надлежит гордиться не только своей почти 200-летней историей, но и званием самой амбициозной арт-площадки города. Такова новая стратегия заведения, озвученная в середине сентября.
В общем виде можно сказать, что структура V Московской биеннале не будет принципиально отличаться от уже испробованной.
Ожидается, что помимо основного проекта в копилку форума со временем насыплется множество сопутствующих выставок, устроенных в том числе и силами частных галерей.
Возвращаясь к главной биеннальской выставке в Манеже, следует констатировать, что по состоянию на сегодня оценивать и прогнозировать буквально нечего. Как всякий уважающий себя куратор без проработанного в деталях сценария, Катрин де Зегер предпочитала говорить на пресс-конференции максимально общими словами. Из них выходило, что она крайне уважает диалоговую модель общения со зрителем (тем самым в немалой степени отметая концепцию «непонятых гениев» и прочие клише ХХ века), а также склонна брать в расчет социально-политические сюжеты, выражающие актуальные настроения в обществе. Более того, Катрин сообщила, что
«хотела бы в первую очередь отталкиваться от местных реалий, а уже через них «выращивать» проект до глобальных смыслов».
Следует ли отсюда, например, участие в выставке «Войны» или Pussy Riot — понять решительно невозможно:
де Зегер, похоже, прибыла на встречу с журналистами с твердой установкой не произносить ни одного названия и ни одной фамилии.
Впрочем, если уж гадать и строить домыслы, то автор этих строк в заочном или даже не имевшемся в виду соревновании между «Войной» и Pussy определенно поставил бы на вторых, поскольку Катрин де Зегер давно известна своими феминистскими настроениями. Вот уж за что можно смело и загодя поручиться, так это за женское равноправие в рамках отдельно взятой биеннале. Художницы всей планеты обижены наверняка не будут.