В отличие от основного проекта биеннале в ЦДХ, носящего название «Под солнцем из мишуры», где куратор Катрин Беккер выстраивала зрелище концептуальное и в определенной мере тематическое, реализация стратегического проекта больше походила на сортировку. Галеристка Елена Селина, недавно объявившая о нонпрофитных приоритетах своей будущей деятельности, получила хорошую возможность проявить себя именно на этом поприще. Разница в амплуа очевидна: если для галериста важны коммерческие перспективы того или иного автора, то куратору фестивальной экспозиции важнее разглядеть перспективы сугубо эстетические.
Судя по высказываниям Селиной на пресс-показе, никаких впечатляющих открытий при рассмотрении заявок она не сделала.
Молодые художники со всего света предпочитают держаться «взрослого» мейнстрима, то и дело изобретая велосипеды и ориентируясь скорее на уже раскрученные образцы, нежели на собственные установки. Тенденция объяснима: студенты и недавние выпускники творческих образовательных институций делают именно то, чему их учили. Куратору нетрудно расставить оценки «плохо», «удовлетворительно» или даже «отлично», однако в его задачу не входит педагогика. Нужно формировать проект, в котором оригинальность и самодостаточность экспонатов играли бы куда более существенную роль, чем их соответствие каким-то нормативам.
Не обнаружив в должном количестве ярких работ, Селина приняла решение заняться классификацией избранных опусов: пусть не будет общей темы, зато проявятся умонастроения молодых художников.
Произведения на обеих площадках стратегического проекта сгруппированы так, чтобы виделась их та или иная общность между собой – смысловая, жанровая, технологическая. Скажем, инсталляция азербайджанца Маммада Ильхама Рашидова из автомобильных дисков соседствует с аркой из магазинных тележек, возведенной тайваньцем Тин Тун Чаном. Неподалеку гречанка Стелла Узуниду демонстрирует свою коллекцию заполненных карт памяти, приобретенных на eBay. А видеопроекция на стене показывает процесс самопроизвольной и стремительной деструкции автомобиля вплоть до полного его растворения в лесном пейзаже (работа «Пассажир» финского художника Юкки Силокуннаса). Нетрудно догадаться, что подобная комбинация произведений отражает кризис потребительской цивилизации.
Или взять еще тему интерактивности, которая по-прежнему в ходу, но варьируется интонационно, что и зафиксировано кураторским приемом.
При входе в зал ГЦСИ установлена стеклянная дверь, которая открывается лишь в том случае, если посетитель улыбнется (инсталляция Нади Антонелло и Паоло Гецци «Осторожно, дверь»). А в непосредственной близости заложено «взрывное устройство» от московского дуэта Iron Lily: стоит зрителю подойти к объекту, похожему на все голливудские бомбы одновременно, как на таймере включается обратный отсчет, после чего происходит «взрыв».
Эмоции в двух этих случаях противоположные, а принцип единый: нельзя давать публике заскучать.
Пожалуй, кураторский анализ содержит в себе определенный критический настрой по отношению к материалу, но нельзя сказать, что проект в целом воспринимается как пародия на молодежное искусство. Здесь немало занятных работ, единственный недостаток которых состоит в следовании уже существующим трендам. И если бы речь шла об искусстве традиционном, этот минус мог бы даже обернуться плюсом: преемственность чрезвычайно важна там, где на первом месте стоит школа. А вот от молодых «актуалов» всегда ждут новизны, необычности, революционных изменений курса. Практика показывает, что такие ожидания завышены, а на некоторых этапах развития искусства даже и несбыточны.