Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Рождение человека из духа графики

В прокат выходит «Пещера забытых снов 3D» Вернера Херцога

Владимир Лященко 13.12.2011, 13:31
__is_photorep_included3926282: 1

В прокат выходит «Пещера забытых снов 3D» Вернера Херцога — трехмерный гимн рождению человеческой души в наскальных рисунках 30 000 лет назад.

Более 30 000 лет назад неизвестные изрисовали стены пещеры мамонтами, носорогами, львами, лошадьми. Примерно 25 000 лет назад вход в подземелье завалило. В 1994 году рисунки в недрах французского региона Шове обнаружили археологи. В конце 2000-х французы разрешили Вернеру Херцогу спуститься в закрытые для посещения пещеры, чтобы снять фильм про самые древние из известных науке рисунков. Шесть дней по четыре часа эксцентричный немец с небольшой съемочной группой, 3D-камерой и лампами холодного света (меры предосторожности для защиты изображений) бродил по темным лабиринтам, стараясь запечатлеть уникальный памятник человеческого присутствия на Земле.

Обладатель удивительного голоса, Херцог в картине восторгается тем, как из тьмы возникают удивительные силуэты животных на стенах, и задает вопросы, философичность которых граничит с наивностью пещерного поэта. Никто не может дать точный ответ о назначении этих рисунков, их роли в жизни далеких предков, и кинорежиссер позволяет себе красивую фантазию о том, как в древнейших произведениях искусства рождалась человеческая душа.

Рог носорога и ноги лошадей множатся в попытке запечатлеть движение — Херцог небезосновательно вдохновлен попыткой 30 000 лет назад схватить движение в статике, пустить протокино по стенам.

К нашим дням стены эти, своды и пол обросли сталактитами и сталагмитами, которые превратили пещеру в сказочную галерею — искрящиеся изгибы природных форм завораживают не меньше, чем человеческие творения. А заодно отвечают на вопрос о том, зачем для рассказа о двухмерных рисунках понадобилось 3D-кино. Оно тут — не аттракцион с летящими и лезущими в зрительный зал предметами, но инструмент погружения зрителя в пространство, шаг за шагом открывающее сокровища.

При этом даже здесь Херцог, стоит ему выбраться на поверхность, моментально переходит в режим «жизнь удивительных людей». И герои французской археологии оказываются не менее странными собеседниками, чем обитатели окрестностей Южного полюса, визиту к которым был посвящен предыдущий документальный фильм немца «Встречи на краю света».

Один археолог в прошлом выступал в цирке, другой увлекается парфюмерией и бредит тридцатитысячелетней давности ароматами, третья с восторгом и придыханием экскурсовода клуба юных искусствоведов внушает:

«Посмотрите на эти рога — и вы услышите их стук».

Лучший персонаж (из числа людей) выходит на опушку леса в сшитом из шкур одеянии, чтобы сыграть «Звездно-полосатый флаг» на самодельной флейте: точной копии той, что нашли в виде множества осколков на полу пещеры.

Во вселенной Херцога чудеса самым естественным образом соседствуют с чудаками. Про тех же, кого диковинный гость приберег для эпилога своего похода в мир грез, скажем только, что это предполагаемые жертвы атомной энергетики и возможные свидетели жизни, которую мы не застанем. Кажется, именно глазами этих соседей — мутантов и альбиносов, других из других, — смотрит на мир автор, который задается вопросом: «Что они подумают, когда увидят эти рисунки?»