Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Концерт для сарая и веток

В Калужской области прошел фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние»

Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году исповедует принцип «лучше меньше, да лучше». В выходные участникам популярного опен-эйра представили лишь шесть новых арт-объектов, каждый из которых по-своему интерпретирует главную фестивальную тему «Сарай». Нехватку визуального драйва устроители сполна компенсировали акустическими перформансами и прочими сопутствующими развлечениями.

Фестивали лэнд-арта на обширной и живописной территории близ деревни Никола-Ленивец Калужской области происходят уже шестой год, однако своими корнями художественная история этого места уходит в прошлое столетие. Еще на излете советской эпохи здесь возникла небольшая колония поселенцев из столицы – в основном архитекторов и художников. Роль обыкновенных дачников их не очень прельщала, и постепенно окрестности реки Угры превратились в своеобразный творческий полигон.

Наибольшую активность проявил художник Николай Полисский, который и стал застрельщиком первых фестивалей.

По мере раскрутки проекта он передоверил организационные функции своим коллегам Антону Кочуркину и Юлии Бычковой, которые продолжают рулить «Архстоянием» по сей день, – сам же предпочел ипостась влиятельного гуру, к чьему мнению неизменно прислушиваются.

Несмотря на растущую популярность фестиваля (каждое лето здесь бывают сотни посетителей, да и в другие времена года место не выглядит совсем уж безлюдным), у «Архстояния» нет отчетливых жанровых критериев и постоянного круга авторов. Всякий раз что-нибудь меняется в порядке эксперимента. Например, в прошлом году благодаря кураторству Олега Кулика баланс между архитектурными опытами и аттракционами в духе контемпорари арта сместился в сторону последних. Зодчих подобная практика не порадовала, и теперь они взяли своего рода реванш. В нынешнем проекте участвуют только архитекторы – индивидуально или командами. Соответственно, сведены до минимума визуальные приколы и пародийные аллюзии, свойственные актуальным художникам. Из множества заявок, поданных на конкурс по теме «Сарай» (именно это архетипическое сооружение было объявлено источником вдохновения), для реализации отобрали отнюдь не самые лихие и отвязные. Жюри предпочло концептуальную строгость и приверженность архитектурному мышлению, когда вся интрига заключается в конструктивных особенностях объекта и в выборе материала.

Тем самым публике давался косвенный намек: забавы забавами, но вообще-то фестиваль – дело серьезное и профессионально ответственное.

Новые сооружения «сарайного типа» действительно призваны не столько развлекать, сколько настраивать на определенный лад. Особой функциональностью они также не нагружены – за исключением, пожалуй, двух объектов. Памятуя о практической пользе, члены бюро «АрхНах» (ничего непристойного: название расшифровывается как «Бюро архитектурных находок») Кирилл Баир и Дарья Лисицына возвели на опушке так называемый капсульный отель, почерпнув идею из японского опыта. Правда, хайтеком здесь и не пахнет, а пахнет свежеструганными досками: именно из них составлены модули для 13 одиночных постояльцев и 6 семей. Эти «койкоместа» и впрямь актуальны для никола-ленивецкой ситуации, где имеются проблемы с размещением гостей.

Накануне открытия фестиваля в капсулах разместили команду социологов, призванных оценить реакцию посетителей на программу «Архстояния».

Вроде бы все выжили, но о влиянии замкнутой кубатуры на психику говорить пока преждевременно – вдруг скажется впоследствии? В любом случае людям с клаустрофобией в этот отель лучше бы не соваться. Куда более адекватными условиям пленэра представляются туристические палатки, которых на фестивале было разбито сотни. Одно лишь «но»: за два дня до вернисажа здешний кемпинг разметало грозовым штормом. Можно себе представить эмоции потерпевших... А капсульному отелю хоть бы что. Короче, если через год соберетесь на «Архстояние» с ночевкой, советов по размещению от нас не ждите. Сами выбирайте между клаустрофобией и открытостью стихиям.

Другой относительно полезный объект – «Сарай сараев» от команды Manipulazione Internazionale и арт-группы Mississippi.

Это в некотором смысле ремейк прежнего сарая, стоявшего на этом месте в деревне, но ремейк с новыми задачами. Авторы проекта использовали старые стройматериалы, чтобы создать ностальгическую атмосферу сельскохозяйственного уклада жизни (этому служат, в частности, рисунки на фасаде) и одновременно создать комбинацию жилого дома с хозблоком. А то ведь, чего греха таить, бывает, что ворует окрестное население фестивальный инвентарь. Да и гостей надо где-то селить, как уже было сказано. С виду сие здание – амбар амбаром, внутри – торжество прагматического дизайна.

Хотя, конечно, перспектива заночевать бок о бок с лопатами и банками с олифой выглядит сомнительной, но чего не перетерпишь ради экзотики.

Остальные объекты малопригодны для чего-нибудь иного, кроме любования, медитации или креативных раздумий. Возвышающаяся в чистом поле конструкция под названием «Сталь нестоячая» (придумано и сделано группой FAS(T) в составе Александра Рябского, Ксении Харитоновой, Дмитрия Барьюдина) – это типичная зодческая фантазия, хотя и симпатичная. Со стального каркаса, задающего характерные контуры сарая, свисают до земли ряды цепей. Вместо кровли, стен, окон и дверей возникает оригинальная ширма, проницаемая и взглядом, и рукой. Завеса еще и слегка позвякивает при порывах ветра... Красиво, романтично, многозначительно – и едва ли применимо в нашем суровом климате. На то, впрочем, и экспериментальные идеи, чтобы от якобы бесплодных фантазий проводить неожиданную траекторию к будущим практическим решениям. Играм с архитектурными смыслами (надо заметить, не всегда понятным праздношатающейся публике) посвящены и «Гнезда света» коллектива «Панаком», и «Функциональное мычание» Оскара Мадеры, и «Стена сарая» Саны Бориевой.

Словом, нынешняя программа «Архстояния» адресована скорее высоколобым теоретикам пространства, нежели любителям поглазеть на что-нибудь веселенькое.

Из чего не следует, что последние здесь скучали. Во-первых, от минувших фестивалей сохранилась куча прежних произведений, в том числе интерактивных (ситуация отображена в рекламном слогане «33 ландшафтных объекта на 100 гектарах»). Во-вторых, устроители потратили немало сил на сопутствующую программу. Например, акустический перформанс Дмитрия Власика охватывал гигантскую территорию благодаря семи специальным вышкам и синхронным действиям музыкантов, друг друга не видевших. Результат завораживал. Помимо серии концертов был также предложен экстремальный перформанс «Жар-птица» – в ночи подверглась ритуальному сожжению обветшавшая «Гиперболическая градирня» Николая Полисского, двухлетней выдержки гигантский объект из веток и лозы. В сумме с возможностью полетать на монгольфьере и параплане, а также с широким ассортиментом напитков в лесных барах всего вышеперечисленного вполне хватало для обретения бурных загородных впечатлений.

Останется ли «Архстояние» и в будущем некоммерческим, отчасти спонтанным проектом или трансформируется в нечто иное – вопрос более чем актуальный.

На пресс-конференции в субботу было объявлено, что к делу подключается крупный бизнес. Президент группы компаний «Связной» Максим Ноготков, ставший, по его собственному признанию, «неожиданно для себя собственником окрестных земель», намерен в скором будущем запустить программу развития проекта под названием «Архполис». От уточнения подробностей магнат уклонился, сославшись на то, что креативная группа приступит к работе лишь в сентябре. Однако пообещал, что творческий дух будет главенствовать здесь и в дальнейшем. Радоваться или огорчаться новости, никто из присутствовавших не знал, поэтому каждый для себя решил пока не заморачиваться и дождаться следующего лета. Тогда и станет понятно, идет ли речь о «начале конца» или действительно о новом витке архитектурно-художественной мысли – уже при поддержке солидного капитала.

Новости и материалы
Экс-жена звезды бразильского футбола назвала необычную причину развода
Россиянам стало проще открыть банковский счет в Казахстане
Ученые нашли уникальный протез XVIII века
Воздушная тревога объявлена в ряде областей Украины
Эксперт объяснил, почему нового контрнаступления ВСУ не будет
55-летняя Дженнифер Энистон показала фигуру в облегающем топе без рукавов
«Спартак» проиграл «Сочи»
Почти 30 000 жилых домов и дачных участков подтоплено в Оренбургской области
Уровень воды в реке Урал в Оренбурге превысил опасный
Подтопленный российский город сняли на видео с высоты птичьего полета
Стали известны стартовые составы «Краснодара» и «Зенита» на матч 24-го тура РПЛ
В ФШР объяснили, почему не стоит переживать из-за игры Непомнящего
Названа критическая потеря для «Зенита»
Принц Гарри и Меган Маркл поцеловались на публике во время благотворительного матча
Аналитик оценил, как запрет США на импорт металлов из России отразится на производителях
Рынок компьютеров показал рост благодаря ноутбукам Apple
Военные следователи приехали на место обстрела ВСУ в Токмаке
Власти помогут пострадавшим от обстрела ВСУ жителям Токмака
Все новости