Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Худрук не вытанцовывается

Большой театр на неопределенный срок остается без худрука

Майя Крылова 15.03.2011, 18:21
ИТАР-ТАСС

После череды административных потрясений Большой театр, наконец, определился с руководством балета. По сообщению пресс-секретаря театра Катерины Новиковой, художественного руководителя в балете пока не будет, а его обязанности временно возьмет на себя завтруппой Ян Годовский.

В последние дни балет Большого театра сильно лихорадило. Отправной точкой стало окончание 15 марта контракта у Юрия Бурлаки, возглавлявшего труппу с 2009 года. Было заранее известно, что контракт больше продлеваться не будет: желание расстаться у дирекции и худрука, видимо, было обоюдным. Дирекция надеялась получить более креативного, чем Бурлака, руководителя, а Юрий Петрович, нахлебавшийся руководящего беспокойства по горло, намерен погрузиться в дорогую его сердцу деятельность - реставрацию старинных балетов. Встал вопрос, кем Бурлаку заменить. И тут, как назло, подоспел скандал с «младшим» балетным начальником – заведующим труппой Геннадием Яниным. Того подвела доступность интернета, в котором неизвестные лица разместили фотографии сексуального характера, компрометирующие заведующего, после чего путь в худруки оказался для него заказан.

Янин срочно подал заявление об уходе, а театру понадобилось замещать уже две вакантные должности.

На место завтруппой человек нашелся быстро. Ян Годовский – заслуженный артист России. Он родом из Тбилиси, в 1993 году окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), был принят в балетную труппу Большого театра. Исполнил много сольных партий, работал ассистентом нескольких хореографов, ставивших в Большом. В 2006 году награжден национальной театральной премией «Золотая маска» за исполнение партии Пэка/Филострата в балете «Сон в летнюю ночь».

Театральный педагог Годовского, народный артист СССР Борис Акимов характеризует своего подопечного как «человека разностороннего, образованного, общительного», что правда.

Во всяком случае, автору этих строк частенько приходилось видеть Яна с книжкой в руках, а это не часто встретишь среди балетных артистов.

Сложнее оказалось с постом художественного руководителя. В преддверии ухода Бурлаки Иксанов вел переговоры с Махаром Вазиевым. Почему именно Вазиев? После мягкотелого пассеиста директор возмечтал о достаточно твердом начальнике, способном приструнить труппу и направить ее по нужному руслу. В применении к Большому это означает умение хранить классические традиции, но не дать им превратить театр в музей древностей. Именно это успешно делал Вазиев в Мариинском театре, где руководил балетом 13 лет. И вроде бы все поначалу сложилось: по сведениям из кулуаров театра, Махар Хасанович был не против переезда в Москву.

Казалось, ему мешал лишь итальянский контракт, разрывать который Вазиев в итоге не захотел: в Европе такое грозит потерей репутации.

Годовскому, особенно на первых порах, придется нелегко. Его опыт руководящей работы стремится к нулю, а на носу важные события. Во-первых, майские гастроли балета в Париже. Во-вторых, осеннее открытие основной сцены ГАБТа после ремонта, по случаю чего готовится грандиозный гала-концерт в постановке Дмитрия Чернякова. Танцу в нем будет отведено огромное место.

Но этим назначением Большой выигрывает время. Не найдя в последний момент общего языка с Вазиевым, театр в лице Годовского получил необходимую передышку. О названиях ближайших премьер новый управляющий может не думать: планы постановок уже объявлены до 2012 года включительно. А дирекция может спокойно искать подходящего худрука, что гораздо сложнее, чем найти способного завтруппой.

Кстати, в стране есть прецеденты работы балетных трупп вообще без худрука.

Подобная схема успешно действовала в Мариинском театре: там худрука не было вообще годами, и как раз Вазиев числился на «технической» должности управляющего, но именно он многие годы определял художественную политику труппы. До сих пор Мариинский балет живет без художественного руководителя, а и. о. балетного директора исполняет свои обязанности уже несколько лет. Возможно, что и в Большом вертикаль власти с одним лишь управляющим сработает надолго. В России, как известно, нет ничего постоянней временного.