Отечественная школа художественной реставрации пользуется в мире немалым авторитетом. В ряде случаев методики, примененные нашими специалистами, называют уникальными – будь то восстановление едва не погубленной рембрандтовской «Данаи» или консервация фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Но достижения прежних лет не отменяют того факта, что сегодняшние технологии экспертизы и реставрации ушли далеко вперед. Наши позиции уже не выглядят чересчур выдающимися. Разумеется, никакие технологии не заменят человеческого опыта и интуиции (с ними как раз все в порядке), однако и за прогрессом поспевать необходимо, чтобы не растерять былые «конкурентные преимущества».
Понимание этой ситуации и привело к тому, что Эрмитаж совместно с компанией «Кока-Кола» запускает сейчас образовательную программу для молодых реставраторов.
Суть ее такова: победители конкурса, чьи имена будут названы 8 декабря, получают возможность стажироваться в ведущих зарубежных музеях и реставрационных центрах. Но это лишь первый этап программы, а продолжение состоит в том, что по возвращении этих людей на родину обретенный ими опыт должен распространяться дальше. Каждому победителю конкурса предстоит провести мастер-классы в одном из городов Северо-Западного региона (предварительно называются Великий Новгород, Калининград, Архангельск). Более того, бывшие стажеры сами будут курировать на местах те реставрационные проекты, которые инициируются ими по своей тематике.
Согласитесь, подобная схема чем-то напоминает практику петровских времен, когда боярских детей после обучения в Голландии или Германии сразу ставили на какой-нибудь важный участок государевой службы.
Правда в данном случае речь не идет о «боярских детях» – условия конкурса вполне демократичны. Да и важность передовых методов реставрации осознается далеко не всеми чиновниками (характерно, что партнером государственного музея выступает именно частная компания). Но если что-нибудь «и так работает», это не означает, что наезженная колея не требует никаких изменений.
Не секрет, что российские реставрационные центры и музейные отделы этого профиля довольно давно имеют проблемы с омоложением кадров. Конечно, хрестоматийный образ реставратора и предполагает седоватую голову, многомудрый взгляд из-под роговых очков и десятки лет работы за плечами.
Таким его в кино показывают, да и в жизни он обычно такой.
Но с седой головой и многолетним опытом не рождаются – карьера должна начинаться со студенческой скамьи. В постсоветское время вдруг выяснилось, что естественная смена поколений в этой профессии перестала быть очень уж естественной. Несмотря на некий флер таинственности вокруг реставраторского ремесла (скорее, все-таки искусства), реалии не так романтичны. Зачастую это кропотливый, даже изнурительный труд при бюджетной зарплате. Сюда приходят энтузиасты.
По сути, нынешний конкурс должен давать молодым реставраторам чувство перспективы.
Изучение новых методик за рубежом нарушает привычную рутину и рождает причастность к международному цеху. Если угодно, моральный фактор значит немало для ситуации. А практическая польза будет зависеть уже от того, насколько победители конкурса захотят и сумеют воспользоваться открытыми возможностями. Этот «кадровый резерв» наверняка окажется востребованным и в самом Эрмитаже, и в любом другом российском музее.