Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Пилот» еще полетает

Анимационная студия «Пилот» не закрывается

кадр из фильма «Гора самоцветов» студии «Пилот»
Анимационная студия «Пилот» не закрывается: Минкульт перечислил деньги, однако российские аниматоры все-таки поговорили о плачевном положении дел в отечественной мультипликации.

О «круглом столе» российские аниматоры объявили на прошлой неделе на фоне беспокойства о судьбе старейшей негосударственной студии «Пилот», которая находилась на грани закрытия. Режиссер «Пилота» Сергей Меринов тогда сообщил, что Министерство культуры не финансирует проекты, которые уже выиграли государственные конкурсы, а собственные деньги подходят к концу, из-за чего студия будет вынуждена законсервировать уже готовый материал и отправить сотрудников в отпуск без содержания. Об этой истории «Парк культуры» писал в статье «Пилот» остался без зарплаты».

Разумеется, тему отечественной анимации в свете ситуации с «Пилотом» осветили все центральные СМИ — и поднятая «волна» принесла результаты.

Как сообщили «Парку культуры» в «Пилоте», Министерство культуры перечислило деньги, поэтому студия не закрывается, а продолжает делать мультфильмы «Гора самоцветов» и сериал «Детективное агентство Бульдога и Шорти»

(последний, впрочем, был неоднозначно принят на мультфестивале в Суздале).

Несмотря на удачное разрешение текущего кризиса, «круглый стол» аниматоры всё-таки провели. На него пришли Гарри Бардин, Анатолий Прохоров, делающий «Смешариков», Анна Либерман из «Пространства идей», Сергей Сельянов из СТВ и, конечно, Эдуард Назаров, Сергей Меринов и Лев Бубенков из «Пилота». Обычно задача «круглого стола» и не состоит в выработке каких-то решений – участники пытаются нащупать проблему и обозначить её. Иногда это получается, иногда нет.

В данном случае, кажется, получилось, но не до конца.

Дело в том, что проблема была уже сформулирована Мериновым неделю назад, когда во всех бедах анимационной отрасли современной России было обвинено государство. Вернее, отсутствие внятной государственной политики по отношению к отечественной мультипликации: то ли ей пора отвыкать от бюджетной кормушки, то ли кормушка должна стать более внятной, с квотами на показы мультфильмов по телевидению и указанием времени, когда эти показы следует осуществлять. Обвинение не новое и в некотором роде святое, поскольку чиновники есть враг привычный, с которым все уже успели сродниться за 20 лет, прошедшие после развала СССР. Тем более что тогда у Меринова были все причины для подобных обвинений.

Но при этом нельзя сказать, что государство совсем забросило кинематограф.

Деньги на новые фильмы регулярно выдавались через Министерство культуры или, как в этом году, через специально созданный Совет по поддержке кинематографии. Сейчас проводится конкурс, по результатам которого будут распределены оставшиеся в распоряжении министерства деньги – примерно 850 миллионов рублей, причем кроме игрового и документального кино предполагается финансировать и полнометражную мультипликацию. Еще чаще – дважды в год – проходят конкурсы по финансированию короткометражной анимации, в которых «Пилот» обязательно участвует и чаще всего выигрывает.

Правда, выигрыш не означает непременного получения средств: в случае с «Пилотом» задержка составила год, что и привело студию к состоянию, когда впору закрываться.

Если не обращать внимания на задержки финансирования, то получается, что государство заказывает мультфильмы и даже выделяет деньги на их оплату. Да, иногда с деньгами возникают сложности, но основная проблема, по мнению участников «круглого стола», состоит в том, что с готовым материалом заказчик ничего делать то ли не может, то ли не хочет. Система распределения изготовленных студиями мультфильмов по телеканалам отсутствует напрочь.

При этом сейчас на телевидении действует квота: детские передачи должны занимать не менее 15% эфирного времени, но четко обозначено, когда именно их следует показывать, только в договоре с телеканалом «Россия-1» и только про передачу «Спокойной ночи, малыши».

Сколько времени из выделенного детям следует заполнять отечественной продукцией, не указано нигде.

Участники «круглого стола» высказали предложение отдать отечественным аниматорам 50 — и даже 80 — процентов эфирного детского времени. Правда, скоро выяснилось, что мало кто из каналов злоупотребляет недостатками законодательства, просто чаще всего отечественную мультипликацию относят на нерейтинговое, «пустое» время – раннее утро.

Исключения редки, но они довольно знаковые.

Например, телеканал СТС демонстрирует сериал «Смешарики» четырежды в день, в том числе и в прайм-тайм; они же идут и на детском канале «Теленяня» не в самое плохое время. За время своего существования (с 2004 года) «Смешарики» успели обрасти целой индустрией – игрушками, обучающими и развлекательными компьютерными играми и сувенирами, а их создатели были удостоены Государственной премии за 2008 год. Кроме того, сериал был адаптирован для показа за рубежом и выходил в США, Германии, на Украине и в Финляндии. Помимо «Смешариков» есть еще сериал про Лунтика и его друзей от студии «Мельница», который показывает «Спокойной ночи, малыши». И, пожалуй, всё.

Об этом тоже говорили участники круглого стола: отечественная мультипликация не сможет заполнить ни 80% детских программ, ни 50%,

поскольку показывать детям фильмы, которые участвуют в суздальском фестивале, можно только выборочно: они больше предназначены для взрослой аудитории, а действительно детских фильмов почитай что и нет. И начинать, как было сказано «на круглом столе», необходимо с любой возможной цифры – хоть с 10%; затем следует выработать критерии определения, какая продукция действительно должна составить конкуренцию Диснею и иже с ним на отечественных телеканалах.

«Анимационное искусство у нас есть, а анимационной индустрии нет»,

— констатировал руководитель социально-культурной программы «Смешарики» Анатолий Прохоров. Вот только как раз его программа являет собой пример обратного — того, как следует выживать и развивать анимацию. Примерно тем же занимаются и японцы со своим анимэ, и те же диснеевцы, зарабатывающие деньги на чем угодно, хоть отдаленно связанном с фильмами. Но научить другие студии развивать «сопутствующий» анимации бизнес нельзя, даже если создать предложенную Бардиным академию аниматоров.