Павел Григорьевич Любимов родился в 1938 году. После окончания режиссерского факультета ВГИКа, где он обучался в мастерских Рошаля и Геники, Любимов пришел работать на киностудию имени Горького, причем не с пустыми руками: его дипломная работа «Тетка с фиалками» была отмечена премией кинофестиваля в Кракове.
Затем режиссер снял фильм «Женщины» с Ниной Сазоновой и Инной Макаровой и приступил к экранизации повести Александра Грина «Бегущая по волнам». Переносить на экран сказку всегда тяжело, и не напрасно даже в советском кино сказочников можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Сказка у Любимова получилась.
Разумеется, он не мог удивлять каждый раз, когда садился в режиссерское кресло.
При этом нельзя сказать, что в своих фильмах он «не выкладывался», в каждом из них. И такой подход дал свои плоды. Великолепные «Весенний призыв» с молодым Игорем Костолевским, за который Любимов получил Серебряную медаль имени Довженко, или «Школьный вальс» с Еленой Цыплаковой и Евгенией Симоновой, где режиссер в самые брежневские времена рискнул рассказать историю забеременевшей старшеклассницы, появились в урожайные на хорошие фильмы годы, но остались в памяти зрителей.
Именно они вслед за «Бегущей по волнам» приходят на память при упоминании фамилии режиссера.
В 1987 году именно у Павла Любимова в «Следопыте», поставленном по роману Фенимора Купера, сыграл свою последнюю роль Андрей Миронов. Актер не доиграл, но Любимов приложил все усилия, чтобы оставить его в картине, и ему опять удалось задуманное, чем-то похожее на сказку, когда из рабочего материала получается тот фильм, который любят.
Последней картиной Любимова стал «Призрак дома моего», снятый в 1994 году, уже в новой стране и в новых условиях, и вряд ли это та лебединая песня, которой режиссер был достоин.
Возможно, с большей любовью он вспоминал свою работу над «Ералашем», куда пришел в те годы.
В 2000 году Павлу Любимову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств, и он ушел на пенсию, но, несмотря на это, активно занимался общественной деятельностью. В 2008 году он выступил с инициативой признать режиссеров авторами фильмов, чтобы они наравне с композиторами могли получить авторские отчисления за каждый показ. К нему примкнули множество коллег, но завершить эту работу Любимов уже не успел.
Он умер 24 июня 2010 года на 72 году жизни. Прощание с режиссером намечено на воскресенье. Планируется, что гроб с телом покойного будет перевезен в Митинский крематорий, а похороны состоятся на Ваганьковском кладбище.