История Каннского фестиваля началась, как ни странно, в Италии. В конце 30-х годов Венецианский смотр под влиянием фашистского режима стал сильно политизированным: явное предпочтение отдавалось немецким и итальянским картинам. В 1938 году главный приз получила «Олимпия» любимицы Гитлера Лени Рифеншталь, несмотря на то, что фаворитом считалась «Великая иллюзия» Жана Ренуара. Это и явилось последней каплей: группа французских кинематографистов во главе с директором Ассоциации артистического действия историком Филиппом Эрланже обратились к правительству Франции с просьбой о создании нового независимого фестиваля.
Идею поддержал министр образования Жан Зэя, и в 1939 году должен был пройти первый Каннский фестиваль.
Эрланже собрал небольшую программу (в фестивале собирались принять участие всего пять стран — Франция, США, Англия, Бельгия и СССР), а председателем смотра был назначен родоначальник кино Луи Люмьер. Океанический лайнер доставил заморских гостей, Канн наполнился туристами, а 1 сентября 1939 года Каннский фестиваль торжественно открылся, чтобы почти тут же закрыться — 3 сентября Франция объявила Германии войну.
Официальной точкой отсчета Каннского фестиваля считается 1946 год — именно тогда, через 7 лет после неудачной попытки, первый фестиваль все-таки состоялся. В конкурс вошли 46 полнометражных и 68 короткометражных фильмов, жюри, состоящее из 18 человек (по одному представителю от каждой страны) возглавил Гюисманс. Открывал киносмотр «Берлин» Юлия Райзмана, среди участников конкурсной программы числились ленты Билли Уайдлера, Альфреда Хичкока и Жана Кокто.
Фестиваль проходил в здании казино — Дворец фестиваля появился в 1949 году.
Дебют 1946 года тоже нельзя назвать гладким. Европа еще не восстановилась от войны, и финансирование фестиваля сталкивалось с проблемами (в 1948-м и 1950-м фестиваль из-за отсутствия денег и вовсе не проводился). Не способствовали успеху первого фестиваля и совпавшие со смотром забастовки каннских коммерсантов. Забастовки вообще стали постоянными спутниками Каннского фестиваля: не раз анонсы смотра начинались с сомнений — состоится ли он, а если состоится, то пройдет ли спокойно от начала и до конца. Но сорван фестиваль был лишь однажды — в 1968 году: тогда Трюфо, Годар и другие леваки совершили маленькую каннскую революцию. Призвав прекратить буржуазный киносмотр в связи с парижскими студенческими волнениями, они ворвались в кинозал и попытались остановить показ фильма. Режиссеры поспешно поснимали картины из конкурса, жюри разбежалось, и в результате фестиваль был закрыт.
И даже в новейшей, казалось бы, довольно тихой истории Каннский фестиваль продолжают преследовать протесты и манифестации.
Так, например, в 2004-м бастовали актеры-почасовики, а в 2009-м — электрики, и фестиваль находился под угрозой из-за перебоев в энергоснабжении. Нынешний год — и тот не обошелся без скандалов: крупнейшие информагентства, включая Reuters и Associated Press, грозились бойкотировать фестиваль из-за введенных строгих ограничений на фото- и видеосъемку на красной дорожке (которые, в свою очередь, связаны с тем, что организаторы заключили эксклюзивный контракт с французской сетью телевещания Canal Plus и телеканалом Orange).
Но возвратимся к истории фестиваля, чтобы вспомнить несколько важных для Каннского киносмотра дат.
В 1951 году, дабы не сталкиваться нос к носу с Венецианским, фестиваль переехал с осени на весну. В 1955-м появилась та самая «Золотая пальмовая ветвь» (раньше вручали Гран-при), созданная по эскизу Жана Кокто. В 1959 году сформировавшийся вокруг Канн кинорынок получает статус официального мероприятия, и фестиваль становится не только светским событием, но и бизнес-площадкой. С 1972-го меняется принцип отбора фестивальных лент — теперь их выбирает руководство фестиваля, тогда как до этого картины для конкурса предоставляли сами страны-участники.
Постепенно фестиваль расширялся и обрастал внеконкурсными программами — самые известные «Особый взгляд» и студенческая программа «Синефондасьон». Помимо «Золотой пальмовой ветви» жюри, назначаемое дирекцией фестиваля (с 1978 года исполнительным директором избирается Жиль Жакоб), вручает Гран-при, награды за режиссуру, сценарий, женскую и мужскую роль, приз жюри, «Пальмовую ветвь» за короткометражку и спецприз за лучший дебют.
Отечественные фильмы становились обладателями «Золотой ветви» Каннского фестиваля только раз: в 1958 году, когда главный приз достался картине Михаила Калатозова «Летят Журавли».
Но и само участие в каннской программе считается престижным. Есть у Канн среди российских режиссеров свои любимцы: картины Александра Сокурова, например, участвовали в программе фестиваля 5 раз: в 1999-м — «Молох», в 2001-м — «Телец», в 2004-м — «Русский ковчег», в 2003-м — «Отец и сын», а в 2007-м — «Александра». Никита Михалков представляет Россию на фестивале в четвертый раз — самым удачным для него был 1994 год, когда «Утомленные солнцем» получили в Канне вторую по значению награду — Гран-при. Посмотрим, быть может, режиссеру повезет и с «Утомленными солнцем-2».