Нам кажется, что мы знаем, как должны выглядеть советские постеры сталинской эпохи, благо их довольно часто включают в разного рода экспозиции на ретро-темы. Вроде бы и эволюция тогдашней плакатной эстетики неплохо известна: на смену авангардным формам (вспомните хотя бы рекламу от Родченко, Маяковского, Клуциса, братьев Стенберг) пришли казенные соцреалистические. Оттенки существовали, но большей частью в пределах обозначенной нормы. За единственным, пожалуй, исключением: в особую разновидность следует выделить плакаты, предназначенные для пропаганды «советского образа жизни» и местных достопримечательностей за «железным занавесом».
Ведь занавес тот был непроницаем лишь в одну сторону – на Запад.
В обратном направлении преодолевать его было гораздо проще. Более того, подобное перемещение весьма приветствовалось «государством рабочих и крестьян», поскольку иностранные туристы приносили в казну вожделенную валюту. Для привлечения все новых и новых визитеров из капстран требовалась реклама совсем иного свойства, нежели для внутреннего потребления. Этот вот интуристовский стиль — с явными признаками ар-деко и непривычно изящными трактовками «советской действительности» — представлен сейчас на камерной выставке на «Винзаводе».
Рекламщики в таких случаях ориентировались не на отечественные, а на западные каноны, так что эффект выходил довольно занятным.
Курорты Крыма и Кавказа, музыкальные фестивали в Москве и Ленинграде, даже «будни великих строек» преподнесены здесь с буржуазным лоском. Напрочь оказываются забыты интонации типа «победим, преодолеем, искореним, воздвигнем». Единственный призыв сформулирован предельно лаконично: «See USSR!». И действительно на страну, чей образ рожден рекламными постерами, так и тянет взглянуть самолично. Хотя, разумеется, это невозможно не только потому, что речь о давно минувшем, но еще и потому, что такой страны никогда не существовало. Надо полагать, художники, занятые в туристической индустрии (среди них были и довольно известные авторы, и те, о ком не осталось даже упоминаний), прекрасно понимали, что в их задачу входит производство иллюзии. Собственно, такова задача любого рекламщика, но здесь зазор между имиджем и реальностью усугублялся еще и применением «идеологически чуждой» эстетики.
Кстати, бесспорное по своей сути утверждение о том, что в СССР стиля ар-деко не было, сталкивается в данном случае с редким исключением из правила.
Этот рекламный фантом способен натолкнуть на довольно серьезные размышления, несмотря на легковесность жанра. Если уж в сталинские времена власти стремились к импозантным презентациям страны среди «империалистического окружения», то сегодня подобная цель становится едва ли не главной с точки зрения «агитпропа на экспорт». Собственно, это нормально. Вопрос в том, становиться ли на путь безудержной фантазии и абсолютно виртуального проектирования «позитивного образа» или все же достигать этого позитива на практике и к нему уже прилаживать надлежащую рекламу. Разница существенная, согласитесь.