Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Спектральный анализ по Талмуду

Выставка «Спектр жизни»

На выставке «Спектр жизни» в Московском музее современного искусства художник и ребе Александр Айзенштат представляет свои опусы, проникнутые мистическим содержанием, но светские по форме.

Редко бывает, чтобы в одном лице совмещалось служение ортодоксальному иудаизму и занятие фигуративной живописью. Звучит как небывальщина. Но в случае с ребе Айзенштатом, основателем Центра изучения Торы в Москве, именно так и обстоит. На протяжении многих лет он пишет картины, отражающие его личные взгляды и переживания. Как эта практика соотносится со строгостями талмудического учения, сказать не возьмемся: на то есть люди более компетентные.

Публике же остается судить о результатах на выходе творческого процесса, которые предъявлены на нынешней персональной выставке.

Автор – бывший наш соотечественник, покинувший СССР в 1974 году. После перестройки к местам его проживания наряду с Иерусалимом и Парижем вновь добавилась Москва. Впрочем география не сильно влияет на сюжеты его холстов и графических листов, поскольку они весьма аллегоричны. Например, живописная серия «Спектр жизни», название которой спроецировалось на всю экспозицию, представляет собой набор своеобразных притч, посвященных отношениям полов.

Нет, не в том смысле, как кому-то подумалось, упаси Б-г.

Речь о стадиальном взрослении представителей обоего пола: сначала происходит философско-лирическое осмысление пары «девочка / мальчик», потом «невеста / жених», «мужчина / женщина» и «бабушка / дедушка». Обобщенные портреты окрашены теми цветами хроматического спектра, которые автор полагает подходящими по ассоциации, и сопровождены раздумчивыми верлибрами, слегка самодеятельными, зато искренними. «Работа и зарплата, бремя семьи – через синеву спектра жизни на все посмотри». В таком приблизительно ключе.

К этой серии примыкают циклы «Город», «Игрушки», «Силуэты», «Натюрморты», которые обходятся без стихотворных комментариев, зато богаты аллюзиями ретроспективных стилей.

Найдутся здесь отсылы и к творчеству Марка Шагала, и к работам художников «парижской школы» вроде Кислинга и Кикоина, и к опытам немецких экспрессионистов, и к практике советского андеграунда (последнее, впрочем, происходит скорее бессознательно, просто в силу наследственной памяти). Опусы эти не слишком изощренны в части исполнения (прямо скажем, колорист из Айзенштата неважнецкий), но крайне глубокомысленны. Иногда в пределах холста комбинируются сразу несколько разных фрагментов, что, с одной стороны, может восприниматься как дань постмодернистскому кинематографу, а с другой – как следование талмудическому принципу «событий вне времени». Расшифровкой авторских смыслов можно было бы и увлечься, но как-то уж очень неискусно составлены эти коллажи.

Памятуя о фразе Михаила Врубеля: «Форма – главнейшее содержание пластики», --приходится признать, что интрига здесь обретается больше на метафизическом уровне, нежели на художественном.

Наконец, нельзя не упомянуть о большой серии работ, вдохновленных произведениями Франца Кафки. Автор готов до бесконечности интерпретировать образы, рожденные пером пражского гения. Сцены из «Замка», «Процесса», «Превращения», «Приговора» вряд ли стоит называть иллюстрациями: это сугубо ассоциативное творчество. Впрочем привязка к литературной основе помогает автору совладать с проблемами собственного «миростроения». Персонажи вроде землемера Йозефа К., буфетчицы Фриды, Кламма и Сортини облегчают зрительскую задачу.

То, что недодумано и недоделано художником, можно компенсировать знанием кафкианских текстов.

Потому эти опусы «проглатываются» легче, чем отвлеченные аллегории из других серий. Правда не сказать, чтобы знакомство с этими визуальными переложениями Кафки заставляло иными глазами взглянуть на литературные первоисточники...

Словом, творчество ребе Айзенштата вызывает интерес прежде всего своим парадоксальным генезисом, но не самоценностью. Удивительно, что ортодоксальный иудей склонен к изобразительному искусству. Результаты же его работы особого удивления не вызывают. На этом поприще, к сожалению или к счастью, метафизические концепции играют подчиненную роль по отношению к пластике. Не удалась пластика – нет и метафизики.

Новости и материалы
У побережья Тайваня произошло мощное землетрясение
Появилось видео, как сотни левых радикалов штурмуют завод Tesla под Берлином
Мэр Томска поговорил с ветераном, пожаловавшимся на поведение его подчиненного
В ВСУ хотят, чтобы украинцы «не паниковали» на фоне мобилизации
Мишустин рассказал о регулировании правительством интернет-магазинов
Депутаты хотят наградить дагестанцев, спасавших пассажиров затонувшего в Мойке автобуса
«В глубине души уже надоело»: игрок «Спартака» о доминации «Зенита»
Голикова сохранит свой пост
На Украине начали готовить общественное мнение к сдаче Часова Яра
На Украине троллейбус вылетел на пешеходную зону с людьми
Американец, которого парализовало после жесткого задержания, потребовал у полиции $100 млн
В Литву не пустили вагон со знаком Z
Мишустин пообещал разобраться с министрами, не ответившими на звонки депутатов
Акции российских золотодобытчиков резко подорожали
МЧС РФ назвало число жертв в ДТП с упавшим в реку автобусом в Петербурге
Правительство создаст реестр нуждающихся граждан
Владельца затонувшего в Петербурге автобуса штрафовали за нарушения 23 раза
Власти сообщили о состоянии пострадавших при ДТП с утонувшим автобусом в Петербурге
Все новости