В 90-е годы у нас популярны были разговоры о том, что новоявленные капиталисты предпочитают отправлять своих чад на обучение за границу. Большинством населения это дело осуждалось, как непатриотичное. Хотя сами обличители наверняка бы таким шансом воспользовались. Потом разговоры поутихли, а дипломированные отпрыски состоятельных семей стали понемногу возвращаться на родину. В случае с Baibakov Art Projects мы имеем как раз подобную историю. 23-летняя Мария Байбакова, дочь магната, успела закончить Колумбийский университет в Нью-Йорке и получить степень магистра в лондонском институте Курто. Настала пора устраиваться на работу.
Семья выпускницы решила, что мелочиться не стоит и начинать надо с собственного крупного проекта.
Так что Мария Байбакова теперь возглавляет арт-структуру с солидным бюджетом, обширным выставочным пространством и далеко идущими намерениями. Хотя намерения, не исключено, придется в ближайшем будущем подкорректировать с учетом экономических реалий. Устройство обещанных гастролей западных звезд в Москве и, наоборот, продвижение наших художников на Западе не может не влетать в копеечку. Даже умелый фандрайзинг не панацея в условиях кризиса. Но открытие Baibakov Art Projects прошло под знаком умеренного оптимизма.
Первую выставку в новой галерее (кстати, по заявленному статусу — нонпрофитной, а вовсе не коммерческой) составили работы молодых российских авторов. Их творчество названо одним из будущих приоритетов. На тысяче квадратных метров бывших производственных площадей раскинулись объекты, инсталляции, настенные росписи.
Одни из художников действительно оказались юными и науке практически не известными, другие успели примелькаться за последние годы.
Например, без комиксоидных кошмаров от Гоши Острецова в Москве вообще редко что обходится. Его нынешняя пространственная композиция «Свобода!» выдержана в фирменном и, признаться, поднадоевшем стиле. Еще один из относительно молодых, Ростан Тавасиев продолжает упражняться во взрослых играх с мягкими игрушками — на сей раз он намекнул на строительство Вавилонской башни в инсталляции «Чуть выше, чем Бог».
Некоторые из задействованных авторов совсем недавно фигурировали на финальной выставке премии Кандинского. Правда, на территории «Красного Октября» они показывают другие работы. Скажем, группа ПГ, удостоившаяся накануне премии Кандинского в номинации «Медиаарт-проект года», теперь представила видеоинсталляцию «Очищение» — брутальный комикс с виртуальным расстрелом гламурного вернисажа. Рисованные фонтаны крови и псевдорадикальный пафос должны были поднимать тонус публики на открытии.
Но собравшиеся предпочитали отыскивать на картинке, кто именно из олигархов и политиков оказался брошен на алтарь искусства.
Особенность «Вторжения: отторжения» состояла в том, что авторы пристраивали свои опусы прямо по месту, используя модный принцип site-specific. И некоторые результаты оказались очень удачными. Видеоинсталляция Максима Свищева «Шестая станция» буквально завораживала: по стене курсировал поезд метро в натуральную величину. Через долгие, ночные интервалы он прибывал к несуществующей платформе — совершенно пустой, если не считать загадочной девочки в белом платье. Чистая психоделика. Другим популярным развлечением на вернисаже стала интерактивная «Башня России» от Ивана Плюща и Кости Новикова. Встаешь на коврик посреди горизонтальной конструкции, дергаешь за веревки — и оказываешься внутри нелепого домика с окошком. Аттракцион вроде бы нехитрый, но многозначительный.
Выставка в целом получилась все-таки неровной. Про некоторые из тамошних произведений других отзывов не подберешь, кроме как «детский сад». Спишем на неопытность начинающих художников. Хотя, если Baibakov Art Projects и впрямь намеревается делать из местной арт-молодежи интернациональных звезд, с некоторыми авторами явно придется расстаться. С эдаким обозом генерацию Young Russian Artists не выкуешь. Есть еще о чем подумать свежеиспеченной институции даже и кроме фандрайзинга.