Сейчас уже трудновато будет сыскать, но в свое время на множестве подоконников размещалось в трехлитровых банках удивительное создание под названием чайный гриб. Потребляя спитой чай, в обмен это склизкое создание выдавало бодрящий и освежающий напиток. Так вот, есть подозрение, что гриб этот очень напоминает гламур: на входе — несовершенный мир повседневного, на выходе — бодрящий мир телок сопровождения, глянцевых журналов и скидок в ЦУМе. Вот только где прячется сам гламурный гриб, преображающий действительность, — неизвестно, никто так и не смог докопаться до источников могущества Ксении Собчак, целебной силы завтрака в «Ванили» и внутреннего света стразов от Сваровски.
Поэтому выставка «Гламур и анти-гламур», открывшаяся в галерее «Кино», несомненно, необходима.
Особенно возбуждает второе слово — быть может, попытка понять явление от противного окажется плодотворной? В самом деле, что такое антигламур? Высокий лоб ученого, насупленный от размышлений о новой галактике? Босоножки, надетые с рейтузами? Обоссавшийся бомж?
Ищущего ответ на входе встретит Ленин — тоже, кстати, обвиненный когда-то в принадлежности к царству Fungi. Запечатленный на черно-белых снимках Александра Тягны-Рядно, бронзовый вождь выглядит одиноким и покинутым. Ушли отдававшие салют пионеры, ушли демонстранты с лентами, венками и водкой, ушли секретари обкомов и почетные караулы. Остались мерзость и запустение, и кажется, что в помоечном сумраке, окружающем памятники Ильичу, хищно кружат охотники за цветметом. Рядом с циклом «Ленин с нами» отчего-то затесалась фотография пары исполняющих эротический танец девиц работы того же Тягны-Рядно.
Эту трагическую картину несколько разбавляют работы Сергея Шутова — яркие праздничные экспонаты с веселыми пацификами, самолетами и танками. Интересно, что оба художника почти ровесники — 1956 и 1955 года соответственно. Но как разбросала их жизнь… Первый — фотограф строгой советской выучки, где композиция устойчива и монументальна, как пирамида Хеопса, сотрудничал со множеством изданий, «Огоньком», например. Второй — некогда хиппи, сотрудник ГМИИ, зоопарка и «Попмеханики». В интервью изданию магазина «Седьмой континент» он как-то отметил:
«Мне мало холста. Я хочу поместить зрителя в пространство, изготовленное и контролируемое мною».
Насколько Шутов контролировал предбанник галереи «Кино», неизвестно — впечатление остается сумбурное, как от обескураживающего уровня представленных работ, так и от неясности — что из увиденного было истинным гламуром, а что — наоборот.
Пройдя в основной зал, попадаешь на карнавал красок. Андрей Бартеньев, отринувший моду ради современного искусства, подверг художественным трансформациям каких-то улыбчивых юношей. Вышло пестро. Аттестованный в пресс-релизе как молодой автор Арсений Власов представил нечто в «гламурном стиле диско», как поясняется в том же документе, хотя лучше подошло бы слово «атас». Екатерина Филиппова, художница и дизайнер альтернативной моды, представила оклады со стразами, в которых размещаются ретро-фотографии безымянных дам. Отчего-то приходят на память снимки последней императрицы, но тут можно ошибиться. Наиболее вменяемые из представленного на выставке, работы Филипповой тяготеют к рукодельным штудиям покойного Тимура Новикова. Художник Валерий Сыроваткин показал серию «Утоление гламура» — принты, на которых крошечные порнографические создания путаются в траве и лепестках цветов.
Очевидно, что гламурный гриб ускользнул и от художников, и от куратора выставки Елены Юреневой.
Что такое гламур — предельная форма консюмеризма, политическая философия эпохи избирательного благоденствия, неодендизм, дорогая скотобаза или что-то еще — так и осталось непонятным. Зато лагерь, к которому сердцем принадлежат в большинстве своем современные художники, прояснился полностью, и приставку «анти» там искать не стоит.