История одного открытия
Небольшой двухэтажный дом, стоящий в уютном дворике на внешней стороне Тверского бульвара, — одно из несомненных открытий московских историков и реставраторов последних лет и одно из древнейших зданий округи. Архивными изысканиями историка Бориса Морозова и натурными исследованиями архитектора-реставратора Ирины Калугиной было установлено, что
под поздними пристройками и надстройками здесь скрываются сводчатые палаты последней трети XVII столетия, которые и составляют основу здания.
В декабре 2006 года Москомнаследие признало дом по Тверскому бульвару, 17, стр. 4 выявленным объектом культурного наследия, то есть охраняемым государством памятником архитектуры.
Поздние части здания (одна из них и обрушилась в два приема на рубеже 2013–2014 годов, XVII век пока устоял) также не лишены интереса: в интерьерах сохраняются даже остатки парадной анфилады первой половины позапрошлого столетия — зал с ионическими колоннами, печи, потолочные карнизы и розетки.
История одного рода
С этим домом связана длинная череда имен владельцев XVII--XIX веков, знаменитых и незнаменитых, вплоть до «железнодорожного короля» и банкира Лазаря Полякова, строителя соседней синагоги на Большой Бронной.
Среди этих имен выделяются, конечно, князья Волконские, владевшие домом в 1733–1749 годы. В этом доме родился и провел детство князь Григорий Семенович Волконский, екатерининский генерал, двоюродный брат деда Льва Толстого Николая Волконского, того самого, чей дом на Воздвиженке, 9 был изуродован по разрешению московских властей в 2013 году.
По злой иронии московской судьбы вслед за домом Николая Волконского, ставшего прототипом старого князя Болконского в «Войне и мире», беда пришла теперь в дом Григория Волконского, чей сын, князь Н.Г. Волконский-Репнин, раненный при Аустерлице, стал прототипом Болконского-младшего в романе Льва Толстого. Прямо-таки какой-то рок преследует наследие знаменитого рода.
История одной логической ошибки
Логично предположить, что вслед за открытием и постановкой памятника XVII века на госохрану должна была начаться его реставрация. Или хотя бы противоаварийные работы, поскольку уже инженерными исследованиями 2000-х годов фиксировались неудовлетворительное техническое состояние здания, трещины в кладке стен, аварийное состояние кровли и перекрытий.
Но это будет логическая ошибка — в реальности никаких спасательных работ на памятнике не происходило. Ситуацию осложняло отсутствие единого хозяина: две трети дома находятся в частной собственности, а треть принадлежит городу, причем сдается в аренду организациям с прекрасными названиями: ООО «Инженерный центр «Запчасть» и — внимание, очередная прихоть судьбы — Региональный общественный фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства.
Вместо реставраторов в усадьбу Волконских однажды явились работники фирмы «Сатори» — летом 2010 года они попытались приступить к сносу дворового флигеля XIX века (строение 2).
Снос был остановлен после вмешательства «Архнадзора» и Мосгорнаследия, и флигель с тех пор стоит заброшенный и пустой, видимо, дожидаясь той же участи, что и строение 4.
История одной переписки
В марте 2012 года автор этих строк попытался принять посильное участие в судьбе палат Волконских, направив в качестве члена Общественной палаты РФ обращение мэру Москвы Сергею Собянину. Со смиренной просьбой поручить Мосгорнаследию и Мосимуществу проработать вопрос об организации реставрации памятника на принципах софинансирования работ собственниками — и частными, и городским, как то и положено по закону.
В ответ через полтора месяца пришел целый ворох бумаг из Мосгорнаследия, начинавшийся с того, что обращение рассмотрено «в соответствии с поручением аппарата мэра и правительства Москвы».
Мосгорнаследие направило запрос в префектуру ЦАО — о планируемых мероприятиях по выводу здания из кризиса. Мосгорнаследие направило запрос в департамент имущества города Москвы о возможности софинансирования реставрации городом и частными владельцами. Мосгорнаследие направило запрос в департамент капитального ремонта города Москвы о возможности включения дома в московскую госпрограмму «Жилище» на 2012–2016 годы. Мосгорнаследие направило и ответы частным собственникам помещений в доме Волконских — им посоветовали оформить заявку на субсидии на капремонт.
Увидев, что в мероприятия по спасению дома Волконских вовлечено столько уважаемых и компетентных органов городской власти, я легкомысленно решил, что теперь-то памятнику пропасть не дадут.
Тем более что официальный ответ в Общественную палату заканчивался гарантией высшего уровня: «Вопрос по сохранению объекта находится на особом контроле департамента».
Эпилог четырех историй
Очень может быть, что переписка по поводу дома Волконских на Тверском бульваре между различными департаментами и комитетами правительства Москвы успешно продолжалась уже без моего участия. Единственным явленным миру результатом пока что является распоряжение правительства Москвы №471-РП от 28 августа 2013 года, которым здание было признано аварийным и подлежащим реконструкции.
Однако реконструкции непослушный памятник не дождался, развалившись в несколько приемов.
Перед Новым годом по этому адресу уже произошло небольшое обрушение, на которое в предпраздничной суматохе никто не обратил внимания.
В качестве эпилога истории «особого контроля за сохранением объекта» мы можем почитать теперь акт, составленный 12 января 2014 года на месте происшествия комиссией во главе с руководителем управы Пресненского района А.С. Тарасовым: «Произошло обрушение части перекрытий над вторым этажом… и части наружной стены в уровне второго этажа… вследствие имеющихся многочисленных деформаций, кренов и исчерпания несущей способности несущих элементов здания, при обрушении пострадавших нет, в настоящее время проход к аварийному участку, а также возможные зоны обрушений закрыты… все двери закрыты и опечатаны совместно с сотрудниками МВД».
Насколько мне известно, на экстренном совещании 13 января в Пресненской управе всерьез обсуждалась возможность разборки аварийного дома. Но решения такого пока не приняли — все-таки памятник.
Автор — координатор «Архнадзора», член Общественной палаты РФ, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству