Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Голоса в тумане

Александр Пожалов о том, умрет ли старая оппозиция вместе с новыми правилами формирования Мосгордумы

4 ноября Владимир Путин подписал закон, который устанавливает новое соотношение региональных депутатов, избранных по пропорциональной и мажоритарной системам. Не менее 25% депутатов должны по-прежнему избираться по спискам, однако сразу оговаривается: положение не распространяется на выборы депутатов в Москве и Питере. Мосгордума, к примеру, вся будет одномандантной. Вопрос: кому она достанется?

Предложение выбирать Мосгордуму только по округам застало оппозицию врасплох. «Гражданская платформа» и эсэры на своих съездах обошли стороной вопрос о том, как вести кампанию в новых условиях. КПРФ и ЛДПР раскритиковали поправки-исключения для Москвы и Петербурга, хотя их авторами формально стали депутаты именно этих партий. Благодаря конфликту между Владимиром Жириновским и кавказскими элитами ЛДПР впервые за долгое время обогнала КПРФ по уровню популярности, однако стратегия, основанная на раскрутке партийного бренда и программы, не подходит для персонализированных выборов по округам.

Теперь оппозиции предстоит пересмотреть прежние планы на «битву за Москву» с учетом специфики столичного электорального ландшафта, о которой шла речь в прошлой статье.

Тушино против Куркина

Казалось бы, договориться в 45 округах проще, чем распределить между собой 22 округа, конкурируя друг с другом еще и по спискам. Но оппозиция споткнулась уже на первом шаге — обсуждении программ. Михаил Прохоров и Алексей Навальный обменялись уколами в споре за авторство идеи введения виз со странами Средней Азии. Владимир Рыжков признал, что сотрудничество РПР-ПАРНАС с Навальным на выборах в Мосгордуму «стоит под угрозой» из-за разных взглядов на тему борьбы с мигрантами.

«Яблоко» объявило крестовый поход против лидера ЛДПР за его «антикавказские» высказывания. Сторонники Навального продолжают «чистки» в своих рядах, разругавшись с Максимом Кацем из-за разных взглядов, куда направить энергию активистов и что делать с ЖКХ.

При таком количестве разногласий пока трудно рассчитывать, что оппозиция сможет поделить даже 45 округов. На округа в консервативных спальных районах может и совсем не найтись кандидатов, зато желающих попробовать силы в Гагаринском районе, на Соколе или в Куркине (везде результат Навального был выше 37%) окажется в избытке.

Глядя на электоральные карты Москвы, легко упустить из виду, что власть может нарезать округа так, что из-за малой численности избирателей многие оппозиционные районы не сыграют значимой роли. То же протестное Куркино (16 тыс. избирателей) способно раствориться в голосах Северного и Южного Тушина (в сумме — около 170 тыс. избирателей), а «гагаринцев» (46 тыс. избирателей) могут уравновесить более умеренными Котловкой, Нагорным и Донским районами (в сумме — 160 тыс. избирателей).

Яркие в списках, бледноватые порознь

Не договорившись, большинство старых партий рискуют остаться вовсе без мандатов, если только сами городские власти не прибегнут к испытанной еще в 2001 году технологии поддержки «системных» партий. Тогда Мосгордума избиралась тоже исключительно по округам, и в 33 округах из 35 победили кандидаты из «списка Тверской, 13», подписанного лидерами «Единства», «Отечества», СПС и «Яблока» незадолго до дня голосования.

В 2014 году на волне антимигрантских настроений и в отсутствие иных зарегистрированных «партий националистов», кроме «Родины», список ЛДПР уверенно претендовал бы в Москве на 7–8% и один или два мандата. Однако у партии в столице совсем нет кандидатов, способных выиграть в округе. Та же ситуация обычно складывается в регионах: по итогам 8 сентября в активе ЛДПР 32 депутатских кресла в заксобраниях, но лишь 4 из них заняты одномандатниками.

В таком же положении окажется «Яблоко». По спискам партия еще могла бы претендовать на преодоление барьера 5% и один мандат. Но выдвинуть гарантированно проходных одномандатников «яблочники» уже не в состоянии. Не будут фаворитами Сергей Митрохин, правозащитник Андрей Бабушкин или детский омбудсмен столицы Евгений Бунимович. Их персональные успехи на крупных выборах имели место десять лет назад. А теперь Митрохину, который на выборах в Госдуму в 2003 году набрал в СВАО почти 76 тыс. голосов (29,3% и второе место), возможно, придется конкурировать не только с кандидатом власти, но и с Михаилом Прохоровым, выросшим в Останкинском районе. Кроме того, за последние годы московское «Яблоко» покинули ряд активистов, последний пример — уход Зои Шаргатовой в «Альянс Зеленых».

Высок риск полностью утратить представительство в Мосгордуме и у КПРФ. Лидер фракции Андрей Клычков, несмотря на активную работу «в поле» по городским конфликтам, не имеет электорального ядра в конкретном округе. Действующему депутату-списочнику Николаю Губенко, главному сопернику Владимира Платонова в ЮЗАО в 2009 году, спустя пять лет придется конкурировать с более молодыми выдвиженцами от демократов (самому Губенко на момент выборов исполнится 73 года). От последней «чистки» в московской КПРФ пострадали Владимир Улас, Владимир Лакеев, Сергей Никитин, ранее составлявшие серьезную конкуренцию кандидатам власти. Но их могут выдвинуть «Коммунисты России» в «спойлерских» целях. Для независимых же кандидатов бренд КПРФ в Москве уже не является самым востребованным, как это было еще на местных выборах в марте 2012 года. По спискам же КПРФ могла бы получить как минимум 10–15% голосов.

В чуть лучшей стартовой ситуации «Справедливая Россия», сохраняющая имидж партии сильных одномандатников. В 2013 году в регионах 8 мандатов из 36, или 22%, получены партией по округам. В Москве по спискам СР боролась бы с «Яблоком» за преодоление барьера 5%, а по малым округам может рассчитывать на два-три мандата. В партии есть муниципальные политики, пользующиеся поддержкой городских (Илья Свиридов в Таганском районе) или окружных властей (казачий атаман Москвы и советник префекта ЮВАО Сергей Шишкин). Яркие оппозиционные активисты имеются у эсэров на западе, юго-западе, в центре и на востоке. Но округ Свиридова может быть нарезан так, что возникнет конкуренция с единороссом Инной Святенко, а эсэры-оппозиционеры (например, в Гагаринском районе) будут бороться с выдвиженцами других партий. Потому успех СР зависит от готовности мэрии уступить партии несколько округов с консервативным электоратом.

Поля для либералов

Выборы в Мосгордуму по малым округам, где важны яркие личности и финансовый ресурс, больше всего должны устраивать две «партии миллиардеров» — «Гражданскую платформу» Михаила Прохорова и «Альянс Зеленых» Глеба Фетисова.

Для «Гражданской платформы» после не очень удачного выступления в регионах этой осенью выборы в МГД становятся ключевой кампанией года. Только успех в столице позволит партии Прохорова претендовать на роль объединяющей силы в либерально-демократическом сегменте перед выборами в Госдуму.

Если ГП всерьез намерена выстрелить, ей придется диверсифицировать тактику выдвижения кандидатов. В консервативных округах и там, где сильны позиции прежних элит, это должны быть кандидаты из социальной сферы и от городского бизнеса. Партия может поддержать и ряд единороссов (вроде Олега Бочарова), особенно если они будут баллотироваться как самовыдвиженцы. В округах с большой долей среднего класса партия может выдвинуть Ирину Прохорову, Елизавету Глинку, иных представителей интеллигенции и гражданского общества. Еще один ресурс ГП — финансовая помощь тем активистам, которые не вошли в ближний круг Алексея Навального или не согласятся с итогами праймериз «Народного депутата». Скорее всего, кандидатов от ГП поддержат и в комитете Алексея Кудрина. Напротив, список только из звезд шоу-бизнеса (скажем, Аллы Пугачевой или Ксении Собчак) будет означать, что ГП снова дистанцируется от реальной политической борьбы.

После крайне неудачной кампании в регионах в 2013 году, где список партии получал менее 1%, выборы в Мосгордуму становятся решающими для «Альянса Зеленых». В Москве именно при мажоритарной системе партия имеет шансы на мандаты. «Альянс» привлек в свои ряды популярных на местном уровне активистов, готовых бороться за победу в малом округе, — это бывшая «яблочница» Зоя Шаргатова и ранее сотрудничавшая с КПРФ независимый депутат Наталья Чернышова. В партию перешли и молодые депутаты, давно работающие «в поле» на своих территориях, но оставшиеся не у дел в других политических структурах (вроде бывшей правой руки банкира Лебедева в московской политике Александра Закондырина). Интересно, что на выборах мэра за Фетисова подписался и наиболее перспективный кандидат от эсэров — казачий атаман Сергей Шишкин. Наконец, жители САО еще не забыли слоган «Север Москвы под защитой Митволя», и, если экс-префект Олег Митволь решит баллотироваться по округу, он будет претендентом на победу даже при противодействии властей.

Если их лидеры всерьез вложатся в кампанию, обе партии могут стать ядром альтернативной коалиции — в противовес «списку Навального» и «списку власти». Коалиция привлечет партии, которые нуждаются в мандате для своих лидеров или имеют кандидатов в пустующих округах. В такую коалицию могут войти и «Демвыбор» (Владимир Милов, округ в ЮЗАО, или наиболее сильный местный депутат партии — Сергей Вдовин в САО), и даже «Яблоко» (Сергей Митрохин, округ в СВАО), особенно если Прохоров так и не решится променять иностранные активы на кресло в городском парламенте. Фетисов способен договориться с Прохоровым о разведении кандидатов и взаимной их поддержке, взяв на себя часть финансового бремени.

Ловушка для Навального

Пропуск Навальным выборов в Мосгордуму избавляет его от некоторых имиджевых рисков. Ему пришлось бы баллотироваться в трудном округе, состоящем из одного района Марьино, где его разрыв с Сергеем Собяниным оказался выше среднегородского — 27 на 54%. Поражение в малом округе поставило бы крест на амбициях Навального как федерального политика. Для продолжения же деятельности Фонда по борьбе с коррупцией Навальному достаточно, чтобы депутатский ресурс (доступ к документам, возможность писать запросы) получили его сторонники.

Но, даже не выдвигаясь, Навальный уже не может отказаться от личного участия в кампаниях кандидатов вплоть до совместных встреч с избирателями и организации сбора средств в их пользу. Ведь, перейдя к созданию партии «Народный альянс» и движения «Народный депутат», он, по сути, решил конвертировать свои личные 27% в политический капитал поддерживаемых им структур.

Проект «Народный депутат» — способ удержать в практической политике активистов, примкнувших к Навальному летом 2013 года. Малые округа более выгодны для активистов, ведущих кампанию «от двери к двери», чем крупные округа, а проект «Народный депутат» позволяет им заблаговременно начать адресную работу с избирателем. Поэтому отказ Мосгордумы регистрировать инициативную группу едва ли приведет к самороспуску «Народного депутата».

Отмена голосования по спискам снимет и проблему своевременной регистрации «Народного альянса». Даже если партия снова не успеет зарегистрироваться до выборов, ей достаточно договориться с РПР-ПАРНАС о формальном выдвижении своих кандидатов без долгосрочных обязательств перед ней. Правда, на этот раз, судя по позиции Владимира Рыжкова, соратникам Навального придется дать обещание не играть на националистической повестке. Свой шаг навстречу РПР-ПАРНАС Навальный уже сделал, впервые публично отказавшись от участия в «Русском марше».

Ловушкой могут стать внутренние праймериз «Народного депутата». Многие близкие к Навальному фигуры имеют депутатские амбиции и попытаются застолбить места в «списке Навального» по итогам праймериз. Уже нацелились на выборы в Мосгордуму местные депутаты Константин Янкаускас, Алексей Бескоровайный и Максим Мотин, сотрудники «РосПила» Любовь Соболь и Владислав Наганов, глава московского отделения «Народного альянса» Николай Ляскин. Но пока большинство из них не выглядят фаворитами в округах и не способны самостоятельно, без помощи Навального, привлечь серьезные пожертвования.

Главной звезде списка Владимиру Ашуркову предстоит избираться в тяжелом консервативном округе — в ЮВАО (Кузьминки и один из примыкающих районов). Не стоит также забывать, что при выдвижении от РПР-ПАРНАС ее руководство захочет зарезервировать лучшие округа для своих членов. Так, Илья Яшин уже объявил о планах баллотироваться в районах бывшего Университетского округа. В результате нельзя исключать, что праймериз, как и выборы в КСО год назад, приведут к конфликтам в протестном лагере, а другие партии не признают их итогов.

В заключительной статье будет показано, как выборы в Мосгордуму по округам могут повлиять на позиции власти.

Автор — замдиректора Фонда ИСЭПИ

Новости и материалы
Названы старые автомобили, которые могут дать фору современным суперкарам
Apple выпустит уникальный процессор для своих компьютеров
СБУ заочно предъявила новое обвинение главе ДНР Пушилину
Лена Катина рассказала, почему считает выступление «Тату» на «Евровидении» личным позором
На Украине хотят отказаться от привязки курса гривны к доллару
Основателя криптобиржи FTX приговорили к 25 годам тюрьмы
Пока еще несуществующий смартфон Huawei стал самым желанным у китайцев
Стало известно будущее Федотова после расторжения контракта с ЦСКА
Судья чемпионата России по танцам подала иск из-за травли после теракта в «Крокусе»
В Польше предрекли Киеву скорое поражение из-за Зеленского
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства
В Краснодаре водитель чуть не сбил пенсионера, а затем пнул его ногой
Экс-игрок «Динамо» считает, что клуб поборется за победу в РПЛ
Японцы выпустили смартфон, который можно мыть
В Оренбурге «ясновидящая» подожгла ПВЗ после отказа в приеме на работу
Кайли Дженнер обвинили в создании одежды «без уважения к людям»
В Чехии заметили отсутствие стратегии у стран Запада по Украине
«Врачи гнобили»: россиянка, родившая с разницей в 34 года, рассказала о реакции медиков
Все новости